ТехЛит.ру
- крупнейшая бесплатная электронная интернет библиотека для "технически умных" людей.
WWW.TEHLIT.RU - ТЕХНИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

:: Алготрейдинг::


АЛГОТРЕЙДИНГ
шаг за шагом
с нуля по урокам!

Торговые роботы на PYTHON, BackTrader,
Pandas, Pine Script для TradingView. Связка с брокерами, телеграм и легкими приложениями.


Министерство нефтяной промышленности

Восточный научно-исследовательский нефтегазовый институт
по технике безопасности и промсанитарии (ВостНИИТБ)

 

 

УТВЕРЖДЕН

Начальником Главного
научно-технического управления

___________ Е.М. Довжком

 

 

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ПРАВИЛА
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ СБОРЕ,
ПОДГОТОВКЕ И ТРАНСПОРТЕ НЕФТИ

РД 39-0147098-005-88

 

Срок введения установлен с 1.01.89 г.

Срок действия - до 01.01.92 г.

 

Вводится впервые

 

Настоящие Правила разработаны во исполнение Указания Миннефтепрома от 27.05.86 года № 95 и устанавливают основные требования по охране окружающей среды - атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, подземных вод и земель - от загрязнения вредными веществами и процессах сбора, подготовки и транспорта нефти (газа и воды). При составлении РД, учтены существующие общесоюзные и общеотраслевые нормы и правила.

Настоящий документ предназначен для работников служб охраны окружающей среды Производственных объединений и Управлений магистральными нефтепроводами, а также инженеров по охране окружающей среды НГДУ и РНПУ, может быть использован работниками промышленно-санитарных лабораторий и других служб.

Правила разработаны лабораторией охраны земельных ресурсов ВостНИИТБ.

Разработчики: Нугуманов А.Г., Абзалов Р.З., Идрисов Р.Х.

 

 

Настоящий руководящий документ устанавливает требования, регламентирующие деятельность предприятий и организаций по охране окружающей среды и рациональному природопользованию при сборе, подготовке и трубопроводном транспорте нефти.

Правила, устанавливаемые настоящим документом, обязательны при эксплуатации, ремонте и реконструкции объектов сбора, подготовки и транспорта (промыслового, межпромыслового, магистрального) нефти.

Термины, применяемые в настоящем документе по:

ГОСТ 17.1.1.01-77. Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения;

ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения;

ГОСТ 17.5.1.01-83. Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Руководители предприятия, цехов, установок несут ответственность за создание и поддержание на подчиненных их объектах условий, обеспечивающих нормативное состояние окружающей среды.

1.2. Обязанности, права и ответственность руководителей предприятий и отдельных участков в области организации охраны окружающей среды определяются в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и настоящих Правил.

1.3. Природоохранную деятельность в Производственных объединениях и Управлениях магистральными нефтепроводами организуют и направляют службы охраны окружающей среды.

Персональную ответственность за обеспечение охраны окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в деятельности предприятий несет его руководитель.

1.4. Лица, осуществляющие природоохранной службой и лица непосредственно занятые эксплуатацией природоохранных сооружений и установок, виновные в нарушении природоохранного законодательства и настоящих Правил, несут ответственность в установленном порядке.

1.5. Каждый случай аварии на технологических установках, приведшей к загрязнению окружающей среды, должен быть расследован и по его результатам должны быть разработаны мероприятия по предупреждению и выключению нарушений технологических режимов работы установок..

1.6. На предприятиях не допускается строительство и ввод в эксплуатацию технологических установок (их реконструкция, модернизация) без природоохранных мероприятий (без одновременного строительства очистных сооружений или их модернизации и т.д.).

1.7. Запрещается увеличение производительности технологических агрегатов, установок, сопровождающееся увеличением объема отходящих газов, сточных вод или концентрации в них вредных веществ, без соответствующего одновременного наращивания мощности соответствующих очистительных установок.

1.8. При вводе в эксплуатацию новых агрегатов, расширении и реконструкция объектов производственного назначения необходимо устанавливать соответствие объектов рабочему проекту в части охраны окружающей среда согласно СНиП 1.02.01-85 "Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений".

1.9. Предприятия в целях анализа достаточности мероприятий с учетом требуемого сокращения вредных выбросов (сбросов) обязаны периодически (в сроки, согласованные с органами Госкомприроды) определять расчетным путем или  инструментальными замерами количественный и качественный состав выбросов (сбросов) вредных веществ от отдельных агрегатов, цехов.

2. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ
СБОРЕ, ПОДГОТОВКЕ И ТРАНСПОРТЕ НЕФТИ

2.1. Источниками загрязнения окружающей среды при сборе, подготовке и транспорте нефти (газа и воды) являются: неплотности сальников устьевой арматуры, сланцевых соединений, задвижек; мерники, сепараторы, сырьевые и товарные резервуары, буферные емкости, факелы, свищи и трещины промысловых трубопроводов, аппараты по подготовке нефти; неплотности сальников (торцевых уплотнителей) магистральных насосов, задвижек; камеры пуска и приема скребков и разделителей, узлы учета, манифольдные; котельные; аварийные разливы нефти и сточной (пластовой) воды; выбросы газа и др.

2.2. Основными загрязняющими окружающую среду вредными веществами при сборе, подготовке и транспорте нефти (газа и воды) являются:

в атмосферу - углеводороды, сероводород, окиси азота, окись углерода, сернистый ангидрид (двуокись серы), сажа, пыль неорганическая, меркаптаны;

водные объекты и почву - нефть и нефтепродукты, пластовая минерализованная вода, синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ), ингибиторы коррозии и солеотложения, сажа, нефтяной шлам.

3. ПРАВИЛА ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

3.1. Юридической основой регулирования деятельности в области охраны атмосферного воздуха является "Закон Союза Советских социалистических республик об охране атмосферного воздуха", введенный в действие с 1 января 1981 г.

3.2. Основополагающим условием охраны атмосферного воздуха является высокое качество герметизации всей системы сбора, подготовки, транспорта нефти, а также соблюдение технологических регламентов и правил технической эксплуатации всех составных частей системы.

3.3. Для сокращения загрязнения атмосферного воздуха в процессе сбора и подготовки нефти (газа и воды) необходимо уделить серьезное внимание эксплуатации технологических, сырьевых и товарных резервуаров согласно "Правил технической эксплуатации резервуаров и инструкций по их ремонту".

3.4. Эксплуатацию резервуаров системы магистральных и межпромысловых трубопроводов осуществлять в соответствии с требованиями РД 39-0147103-325-97. Правила технической эксплуатации магистральных трубопроводов.

3.5. Стальные вертикальные цилиндрические резервуары должны быть изготовлены, смонтированы и испытаны  в соответствии с типовыми проектами и требованиями СНиП III-18-75. Правила производства и приемки работ. Металлические конструкции.

3.6. Каждый резервуар должен быть оснащен полным комплектом соответствующего оборудования, предусмотренным проектом.

3.7. Каждый резервуар в течение всего периода эксплуатации должен иметь светоотражающую наружную окраску и антикоррозионную внутреннюю окраску с учетом требования ГОСТ 1510-84. Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение и СНиП 2.03.11-85. Защита строительных конструкций от коррозии.

3.8. В процессе эксплуатации необходимо поддерживать полную техническую исправность оборудования резервуаров.

3.9. Максимальная производительность наполнения (опорожнения) резервуара, оборудованного дыхательными и предохранительными клапанами, должна устанавливаться с учетом максимально возможного расхода через них паровоздушной смеси.

3.10. Расход газов (воздуха) через все дыхательные клапаны, установленные на резервуаре, не должен превышать 0,85 от их суммарной проектной пропускной способности.

3.11. Для уменьшения выбросов углеводородов в атмосферу из резервуаров необходимо соблюдать следующие условия:

скорость заполнения резервуаров должна быть максимально возможной;

скорость полного опорожнения резервуаров с последующим их заполнением также должна быть максимально возможной;

время между смежными циклами частичного опорожнения и заполнения резервуаров должно быть максимально сокращено.

3.12. Измерение массы нефти, находящейся в резервуаре, определение ее уровня и температуры, а также отбор проб необходимо производить с помощью приборов, предусмотренных проектом и обеспечивающих выполнение этих операций без разгерметизации резервуара.

Выполнение указанных операций вручную через замерный люк, сопровождающееся разгерметизацией резервуара, допускается только как исключение при избыточном давлении в газовом пространстве резервуара не более 2000 Па.

Отбор проб необходимо осуществлять по ГОСТ 2517-82. Нефть и нефтепродукты. Отбор проб.

3.13. На установках сбора, подготовки нефти (газа и воды) необходимо в полной мере осуществлять проектные решения по утилизации и сокращению сброса газов на факел.

3.14. Газ, поступающий на факел, должен непрерывно сжигаться. Устройство для зажигания факела должно быть дистанционным, надежным и безопасным.

3.15. Для надежной работы факелов необходимо исключить попадание в факельную линию жидкой фазы углеводородов (нефти), капельный унос нефти (жидкости).

3.16. В процессе эксплуатации факельных трубопроводов необходимо исключить возможность подсоса воздуха и образование в них взрывоопасных смесей, а также возможность закупорки их ледяными пробками.

3.17. Территория вокруг факела в радиусе не менее 50 м должна быть ограждения. В зоне ограждения запрещается размещение оборудования и не допускается также устройство колодцев, приямков и других углублений.

3.18. Для более полного сгорания попутных газов на факеле необходимо использовать эффект засасывания воздуха в пламя при введении в поток газа обтекаемых тел различной конструкции или дробления газа на несколько струй для получения более развитой поверхности контакта газа и воздуха.

3.19. Сепарационные устройства в системе сбора и подготовки нефти должны исключать попадание газа в промежуточные, сырьевые и товарные резервуары.

3.20. Газ и пары нефтепродуктов из аппаратов, емкостей и трубопроводов при их освобождении должны сбрасываться в газосборную сеть или на факел, а остаток должен быть вытеснен на свечу.

3.21. При обнаружении утечки нефти и газа в сепарационных установках необходимо немедленно отключить аппарат из технологической линии путем перекрытия задвижек, слить жидкость в дренажную емкость, газ направить на факельную линию.

3.22. Отбор проб газа должен производиться с помощью пробоотборника, рассчитанного на максимальное давление в аппарате. Запрещается пользоваться пробоотборником с неисправными игольчатыми вентиляторами и с просроченным сроком поверки.

3.23. Для сокращения выбросов в атмосферу вредных веществ (углеводородов, сажи, окиси углерода и серы) в котельных, в путевых подогревателях и пунктах подогрева нефти необходимо по возможности использовать в качестве топлива (взамен нефти, мазута) попутный (нефтяной) газ.

3.24. Все промышленные предприятия, имеющие выбросы вредных веществ в атмосферу, разрабатывают нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) в соответствии со следующими нормативно-методическими документами:

ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями;

ОНД-86. Методика расчета концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Взамен СН-369-74.

3.25. Предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу устанавливают для каждого источника загрязнения атмосферы при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников, с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создают приземную концентрацию, превышающую их предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира (приложение 1).

3.26. Если в воздухе населенных пунктов концентрации вредных веществ превышают ПДК, а значения ПДВ по причинам объективного характера в настоящее время не могут быть достигнуты, вводится поэтапное снижение выбросов вредных веществ от действующих предприятий, обеспечивающих соблюдение ПДК.

На каждом этапе до обеспечения величин ПДВ устанавливают временно согласованные выбросы (ВСВ) вредных веществ на уровне выбросов предприятий с наилучшей достигнутой технологией производства.

При установлении ПДВ (ВСВ) для рабочих зон (промплощадок) необходимо использовать ПДК рабочих зон (приложение 1).

3.27. При установлении ПДВ (ВСВ) следует учитывать перспективу развития предприятий, физико-географические и климатические условия местности, расположение промышленных площадок и участков существующей и намечаемой жилой застройки, зон отдыха и т.д.

3.28. Величины выбросов загрязняющих веществ для расчета ПДВ уточняются (в основном инструментальными методами) предприятием на основании данных инвентаризации. Инвентаризация производится на основании "инструкции по проведению инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу", утвержденной ЦСУ СССР и Госснабом СССР 12.03.79 № 42/082-018/2-90, РД 39-0147102-321-86 "Методические основы по определению состава и величины выбросов вредных веществ в атмосферу при сборе, подготовке и транспорте нефти" и РД 39-0147103-388-87 "Методические указания по определению технологических потерь нефти на предприятиях Миннефтепрома".

3.29. При невозможности определения величины выбросов инструментальными методами, разрешается использовать расчетные и балансовые методы на основании "Сборника методик по расчету выбросов в атмосферу загрязняющих веществ различными производствами".

3.30. Предложения по установлению нормативов ПДВ (ВСВ) оформляются в виде ведомственного тома в соответствии с Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов ПДВ для предприятий.

3.31. Расчет приземных концентраций вредных веществ производится на ЭВМ с использованием программ, согласованных органами Госкомгидромета - "Эфир-5", "Эфир-6" и др.

3.32. Промышленные предприятия, имеющие выбросы вредных веществ в атмосферу, обязаны составлять и организовать выполнение ежегодных и перспективных планов необходимых мероприятий, направленных на сохранение вредных выбросов в целях оздоровления атмосферного воздуха в селитебной зоне.

Указанные мероприятия должны предусматривать:

совершенствование технологических процессов, изменение вида топлива или режима работы технологических агрегатов и т.д. в целях снижения объемов, концентрации выделения вредных веществ;

снижение неорганизованных выбросов за счет технологических мероприятий, герметизации и т.д.;

обеспечение надежной и высокоэффективной работы имеющихся установок газоочистки;

рациональное размещение производственных мощностей и населенных массивов (вахтовых поселков), сооружение санитарно-защитных зон между ними, благоустройство территории, ее озеленение и т.д.;

закрытие или ввод в установленном порядке из населенных пунктов отдельных предприятий (цехов, агрегатов) или изменение профиля их производства в случае, когда невозможно осуществить другими способами необходимое уменьшение вредных выбросов в атмосферу.

3.33. При неблагоприятных метеорологических условиях в кратковременный период загрязнения атмосферы, опасного для здоровья населения, предприятия должны обеспечить снижение выбросов вредных веществ вплоть до частичной или полной остановки предприятия. Неблагоприятные метеоусловия определяются органами Госкомгидромета и доводятся до сведения предприятий.

4. ПРАВИЛА ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

4.1. Юридической основой регулирования деятельности предприятий в области охраны водных объектов являются "Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик", утвержденные 10 декабря 1970 года.

4.2. Основными нормативно-техническими документами по охране водных объектов являются:

ГОСТ 17.1.3.13-86. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения;

ГОСТ 17.1.3.12-86. Охрана природы. Гидросфера. Общие правила охраны вод от загрязнения при бурении и добыче нефти и газа на суше;

ГОСТ 17.1.3.05-82 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами;

ГОСТ 17.1.3.10-83. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами при транспортировке по трубопроводу;

СН 245-71. Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий;

Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами, - утвержденные Минводхозом СССР, Минздравом СССР и Минрыбхозом СССР 16 мая 1974 г. № 1166;

Положение об охране подземных вод, - утвержденное Мингео СССР 15 августа 1984 г.

4.3. В соответствии с "Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами" запрещается сбрасывать в водные объекты сточные воды:

которые могут быть устранены путем рациональной технологии, максимального использования в системе повторно-последовательного и оборотного водоснабжения;

содержащие производственное сырье, реагенты, полупродукты и конечные продукты производства в количестве, превышающем установленные нормы технологических потерь;

с учетом их состава и местных условий могут быть использованы для орошения в сельском хозяйстве при соблюдении санитарных правил;

содержащие вещества, для которых не установлены предельно-допустимые концентрации;

содержащие загрязняющие (вредные) вещества в концентрациях, превышающих нормативы предельно-допустимых сбросов (ПДС).

4.4. Запрещается устройство выпусков и отведение сточных вод в водные объекты без регистрации и получения разрешения в органах по регулированию использования и охраны сточных вод и согласования с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и органами рыбоохраны.

4.5. Подлежат согласованию в установленном порядке с органами по регулированию использования и охраны вод, с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и органами рыбоохраны условия отведения сточных вод:

действующих объектов;

вновь проектируемых и реконструируемых объектов;

при увеличении производительности предприятий или изменении технологии производства, влекущего за собой изменения в составе и количестве сточных вод.

4.6. Для обеспечения нормальной эксплуатации объектов, сооружений и территорий, должны содержаться в исправном состоянии:

система отвода поверхностных и грунтовых вод;

система водоснабжения, промышленной и хозяйственно-бытовой канализации, дренажа;

источники питьевой воды, водоемы и санитарные зоны охраны источников водоснабжения;

обвалование резервуарных парков, очистных сооружений.

4.7. Водопользователи разрабатывают, согласовывают с органами Минводхоза СССР и обеспечивают соблюдение норм и нормативов водопотребления и водоотведения в соответствии с РД 39-1-624-81 "Отраслевая методика по разработке норм и нормативов водопотребления и водоотведения в нефтяной промышленности (бурение скважин и добыча нефти)" и РД 39-0147103-326-86 "Перспективные нормы водопотребления и водоотведения для перекачивающих станций, нефтебаз и Управления магистральными нефтепроводами Главтранснефти".

4.8. Все производственные и ливневые воды, отводимые промышленной канализацией и содержащие нефть, должны направляться для очистки на комплекс очистных сооружений.

4.9. Очистные сооружения должны состоять из комплекса по очистке сточных вод (песколовка, нефтеловушка, флотационная установка, пруды-отстойники и др.), обеспечивающего степень очистки согласно требованиям "Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами", согласованный в каждом отдельном случае с органами Госсанинспекции.

4.10. Для обеспечения эффективной работы объектов очистных сооружений и соблюдения требований к составу сбрасываемых вод в водные объекты необходимо контролировать основные показатели качества стоков, проходящих через эти сооружения. Основные показатели качества стоков выбираются по назначению объекта очистных сооружений (приложение 4).

4.11. Предприятия-водопользователи должны соблюдать предельно допустимые сбросы (ПДС) вредных веществ в водные объекты с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. ПДС устанавливается с учетом предельно допустимых концентраций (ПДК) в местах водопользования с учетом разбавления (приложение 2) на основании "Методических указаний по установлению предельно допустимых сбросов веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами", утвержденных Минводхозом СССР от 11.02.82 г.

4.12. Сброс (спуск) вредных веществ из оборудования, аппаратов в канализационные системы, даже в аварийных случаях запрещается. Для этих целей необходимо предусматривать аварийные емкости.

4.13. Во время очистки нефтеловушки, имеющей только одну секцию, спуск сточных вод, содержащих нефть и нефтепродукты, должен производиться в аварийную емкость.

4.14. Загрязненные воды из аварийных емкостей после восстановления технологической цепочки должны направляться на вход очистных сооружений.

4.15. Жидкость при дренировании емкостей (аппаратов), резервуаров от пластовой (попутной) воды необходимо направлять в систему очистки. Не допускается сброс вместе с водой нефти и нефтепродуктов.

4.16. Обваловка скважин (куста скважин), резервуаров (группы резервуаров) должна быть всегда в исправном состоянии. При нарушении обваловки и гидроизоляции они должны быть восстановлены, особенно на территории, где существует угроза затопления их паводковыми водами.

4.17. Приготовление и дозировку химических реагентов необходимо производить только в специально оборудованных местах, исключающих попаданию их в водные объекты.

4.18. При использовании химреагентов в процессах очистки сточных вод на промыслах (на НПС) необходимо руководствоваться РД 39-0147103-303-88 "Руководство по применению очистки нефтепромысловых сточных вод с использованием химреагентов".

4.19. Установление водоохранных зон и прибрежных водоохранных полос, комплекс мероприятий по поддержанию благоприятного водного режима и надлежащего санитарного состояния малых рек и предложения по хозяйственному использованию земель в пределах водоохранной зоны проводится согласно "Рекомендаций по установлению водоохранных зон малых рек".

4.20. На малых реках ширина водоохранной зоны устанавливается не менее 500 м от среднемноголетнего меженного уровня воды. В общем случае в состав водоохранной зоны включаются: пойма реки, надпойменные террасы, крутые склоны коренных берегов, овражно-балочные системы в пределах водоохранной зоны.

4.21. На территории водоохранной зоны вдоль берегов рек и их притоков следует выделять от уреза меженного уровня воды прибрежные водоохранные полосы, основным назначением которых являются санитарно-защитные функции. Ширина прибрежной водоохранной полосы принимается для рек длиною:

до 50 км - не менее 20 м;

св. 50 до 100 км - около 50 м;

св. 100 до 200 км - около 100 м.

Вдоль ручьев ширину прибрежной водоохранной полосы следует назначать не менее 10 м.

4.22. В пределах водоохранной зоны запрещается размещение и строительство складов нефтепродуктов, пунктов технического обслуживания и мойки техники и автотранспорта.

4.23. В пределах прибрежной водоохранной полосы запрещается распашка земель, организация стоянок автомобилей, зданий и сооружений и т.п., кроме водозаборных, других гидротехнических сооружений и причалов.

4.24. На малых реках и ручьях, протекающих через промплощадки (нефтепромыслы), должны быть сооружены простейшие нефтеловушки (пруды-отстойники) с водопропускной трубой. Уловленную нефть с нефтеловушек периодически необходимо собирать в транспортные емкости и далее закачивать в сборные коллекторы.

4.25. На линиях вероятного стока нефти при авариях коллекторов, магистральных нефтепроводов (ложбины, лощины) должны быть созданы запасы сыпучих материалов (грунт, гравий) для создания нефтеловушек с учетом объема потенциального стока.

4.26. Все ведомственные дороги к различным объектам (внутрипромысловые, вдольтрассовые) на линии стока вод (в том числе и болотах) должны иметь водопропускные устройства.

4.27. Для сохранности подводных переходов на судоходных реках и сплавных водных путях в местах расположения подводных переходов предусматриваются информационные знаки ограждения охранной зоны. Знаки должны освещаться в ночное время в течение всего периода навигации и должны быть занесены  в лоцманские карты.

4.28. Необходимо проявлять особое внимание к целостности грунтового покрытия подводного трубопровода и предотвращению оголения труб при размыве рек в соответствии с РД 39-30-1060-84 "Инструкция по обследованию технического состояния подводных переходов магистральных нефтепроводов".

4.29. На случай аварийных ситуаций на подводных (воздушных) переходах через судоходные реки ниже по течению на расстоянии 2-часового стока необходимо создать запас средств по локализации нефтяного разлива и сбору ее с поверхности.

4.30. Гидравлические испытания участков нефтепровода на герметичность необходимо производить водой в соответствии с РД 39-30-859-83 "Правила испытания линейной части действующих магистральных нефтепроводов".

4.31. При гидравлических испытаниях в целях уменьшения смесеобразования (сокращения объемов водонефтяной эмульсии) на границах контакта воды с нефтью необходимо применять разделители.

4.32. Для приема опрессовочной воды из нефтепровода после окончания испытаний необходимо предусматривать котлованы, пруды-накопители, а также необходимые устройства и системы для отделения нефти от воды и последующей ее утилизации.

4.33. При разливе нефти и попадания ее в водный объект в результате нефтегазового выброса, открытого фонтанирования скважин или аварии трубопровода необходимо сообщить об этом органам, осуществляющим государственный контроль за состоянием водных объектов, в течение не более трех часов с момента обнаружения, прекратить забор поверхностных и подземных вод для питьевого водоснабжения и принять экстренные меры, обеспечивающие предотвращение дальнейшего распространения загрязнения. Эти действия должны быть регламентированы в планах ликвидации аварий.

4.34. Разлившаяся на поверхности водного объекта нефть должна быть локализована, собрана техническими средствами*)  и способами, безвредными для обитателей водных объектов и не оказывающего вредного влияния на условия санитарно-бытового водоснабжения, и отправлена на установки подготовки нефти или очистные сооружения.

_______________

*) Можно использовать технические средства, разработанные ВНИИСПТнефть:

ограждение 0-100 "Уж": ТУ 39-1115-86;

нефтесборщик НВ-1. ТУ 39-1208-87.

4.35. Доочистка водного объекта от пленки нефти, оставшейся на поверхности после механических или других видов сбора основной массы, в исключительных случаях проводится согласно РД 39-30-1206-84 "Технология применения диспергента для очистки поверхности внутренних водных объектов от пленки нефти" и при условии соблюдения ПДК диспергента в воде объектов хозяйственно-питьевого назначения или используемых для рыбохозяйственных целей в зависимости от вида водоиспользования данного водного объекта.

4.36. Сбор и удаление разлившейся нефти с поверхности болот необходимо проводить в соответствии с РД 39-30-581-81 "Инструкция по ликвидации аварий, повреждений на магистральных нефтепроводах, проложенных на болотах".

4.37. Основными объектами охраны подземных вод являются эксплуатационные водоносные горизонты и водозаборы хозяйственно-питьевого назначения.

4.38. В соответствии с "Положением об охране подземных вод", утвержденным Мингео СССР 15.08.84, ответственность за охрану подземных вод от истощения и загрязнения промышленными и бытовыми отходами, за соблюдение установленного режима эксплуатации подземных вод несут предприятия и организации, использующие подземные воды.

4.39. Использование глубоких горизонтов подземных вод для подземного захоронения (сброса) особо вредных промышленных стоков в соответствии с вышеупомянутым Положением допускается только в исключительных случаях и при соблюдении специальных требований и условий.

4.40. Подземное захоронение промстоков запрещается во всех случаях, когда закачиваемое в глубокие горизонты стоки могут явиться источником загрязнения водоносного горизонта, используемого или могущего быть использованным для хозяйственно-питьевого водоснабжения, бальнеологических и промышленных целей.

4.41. На полигонах подземного захоронения промстоков оборудуются наблюдательные скважины для контроля за перемещением закачиваемых стоков по пласту и вышележащие горизонты.

Режимная сеть наблюдательных скважин разрабатывается предприятием совместно с территориальными НИПИ на основе РД 39-3-354-83 "Методика заполнения наблюдательных скважин на пресноводные горизонты в нефтедобывающих районах", и согласуется с территориальными геологическими управлениями Мингео СССР на основе "Положения об охране подземных вод".

5. ПРАВИЛА ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

5.1. Юридической основой регулирования деятельности предприятий по использованию и охране земель являются "Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик", введенных в действие с 1 июля 1969 года.

5.2. Основными нормативно-техническими документами по охране земель (почв) являются:

ГОСТ 17.4.1.02-83. Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения.

ГОСТ 17.5.1.02-85. Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации.

ГОСТ 17.5.3.05-84. Охрана природы. Рекультивация земель. Общие требования к землепользованию.

Положение о государственном контроле за использованием земель, утверждено Постановлением СМ СССР от 14.05.70 г. № 325.

5.3. Учитывая, что основное загрязнение земель происходит при утечках и аварийных разливах, необходимо строго придерживаться регламентов технической эксплуатации системы сбора, подготовки и транспорта нефти (газа и воды), а также своевременно проводить планово-предупредительный ремонт.

5.4. Обвалование отдельно стоящей скважины, куста скважин, резервуара (или их группы) должно поддерживаться в исправном состоянии и чистоте.

5.5. Замена прокладок и запорной арматуры на трубопроводах допускается только после освобождения от продуктов, продувки, отключения трубопровода от действующих трубопроводов задвижкой с установкой заглушек.

5.6. Запрещается оставлять открытой запорную арматуру на неработающих трубопроводах. Выключенные из технологической схемы трубопроводы должны быть заглушены.

5.7. За состоянием подвесок и опор трубопроводов, проложенных над землей, должен быть обеспечен технический надзор во избежании опасного провисания и деформации, могущих вызвать аварию и пропуск продукта. Всякие неисправности в состоянии подвесок и опор трубопроводов должны немедленно устраняться.

5.8. При обнаружении течи в швах или в основном металле, а также в оборудовании и арматуре, резервуар (емкость) должен быть освобожден от продукта и подготовлен к ремонту.

5.9. Площадки печей подогрева для сбора и отвода нефти в аварийных ситуациях должны иметь ограждения (бордюры) с выводом в отдельную емкость или земляной амбар, расположенный на безопасном расстоянии.

5.10. Сливно-наливные устройства, рукава, сальники, фланцевые соединения, коммуникации должны быть полностью герметичными.

5.11. Площадки на сливно-наливных сооружениях должны иметь бетонное покрытие и обеспечивать беспрепятственный сток жидкости в отводные колодцы или каналы, соединенные через гидравлические затворы со сборником и производственно-ливневой канализацией.

5.12. Сыпучие материалы и химические реагенты должны храниться в закрытых помещениях или огражденных площадках, возвышающихся над уровнем земли, с гидроизолированным настилом и снабженных навесом.

5.13. Приготовление и дозировка химических реагентов должны производиться только в специально оборудованных местах, исключающих попадание их на почву (землю).

5.14. Давление на насосе, подающем химические реагенты, должно быть выше давления нефти (жидкости) в трубопроводе.

5.15. Камеры приема скребков и разделителей должны оборудоваться сборником нефти и парафина. Накапливающийся парафиновый шлам утилизируется или захороняется в специально отведенных местах.

5.16. Пробы нефти (воды) должны собираться только через специально предназначенный пробоотборный краник. После отбора пробы следует закрыть краник, вывернуть штуцер и убедиться, что нет подтеков нефти из краника.

5.17. Проезд всех видов технологического транспорта необходимо осуществлять только по дорогам и установленным маршрутам, исключающим нарушение почвенно-растительного покрова.

5.18. В тундровой зоне и на переувлажненной местности в летний период необходимо ограничить (до минимума) движение транспортных средств по грунтовым дорогам.

5.19. Во избежание механических повреждений сборных и магистральных трубопроводов и разлива нефти все работы землеройной техники должны производиться только после ознакомления производителей работ со схемой коммуникаций, получения наряда-допуска и под присмотром ответственного представителя эксплуатирующей организации.

5.20. Земельные участки, представленные во временное пользование (на период строительства или ремонта) должны быть возвращены землепользователям после окончания и приемки земляных работ в соответствии с действующим законодательством.

5.21. Охранная зона магистрального нефтепровода (на сельскохозяйственных землях в 25 м от трубопровода с каждой стороны) должна быть отражена в картах землеустроителя и землепользователя.

5.22. Земли, входящие в охранную зону магистральных нефтепроводов, не подлежат изъятию у землепользователей и используются ими по согласованию с предприятиями, в ведении которых находятся магистральные трубопроводы.

5.23. Землепользователи данного участка охранной зоны должны быть своевременно уведомлены о сроках производства технического обслуживания, аварийных и ремонтных работ.

5.24. Возмещение убытков землепользователям при производстве технического обслуживания, плановых и аварийных ремонтов нефтепроводов производится в установленном порядке, согласно Постановления Совета Министров РСФСР от 10 ноября 1987 года № 427 "О нормативах стоимости освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд и о порядке использования средств. Предназначенных для возмещения потерь сельскохозяйственного производства".

5.25. Вдоль трасс  трубопроводов должны предусматриваться противоэрозионные сооружения: организация стока поверхностных вод, крепление оврагов и промоин, размываемых берегов водных преград и др.

5.26. Для нефтепроводов, проложенных в земляных насыпях через балки, овраги, ручьи, обязательно устройство водопропусков, обеспечивающих пропуск расчетного расхода воды.

5.27. На предприятиях, эксплуатирующих отчужденные земли под производство, все нарушенные и загрязненные земли должны быть поставлены (взяты) на учет с указанием даты загрязнения (нарушения), вида загрязнения (нарушения), общей нагрузки загрязняющих веществ, количества и концентрации ингредиентов. Отчетность по 2ТП - утилизация ведется только по нарушенным землям.

5.28. На труднодоступной местности (болотах, в тундре и т.д.) для обнаружения разливов вследствие аварийных ситуаций на магистральных (межпромысловых) трубопроводах необходимо применять: воздушное патрулирование, согласно РД 39-30-743-82 "Положение о воздушном патрулировании магистральных нефтепроводов".

5.29.Сельскохозяйственные земли или лесные угодья, нарушенные или загрязненные при сборе, подготовке и транспорте нефти (газа и воды) или других работах, связанных с нарушением почвенно-растительного покрова, должны быть приведены в пригодное (по назначению) состояние, согласно составленному и утвержденному техническому проекту рекультивации земель (ТПРЗ).

5.30. Рекультивацию земель, нарушенных при сборе, подготовке и транспорте нефти, необходимо проводить согласно РД 39-30-925-83 "Методические указания по биологической рекультивации земель, нарушенных при сборе, подготовке и транспорте нефти".

5.31. Рекультивация должна предусматривать работы по удалению всех временных устройств и сооружений, уборке строительного мусора, выравнивание всех ям, котлованов и траншей, внесение плодородного слоя на оголенные участки и посев многолетних трав или стимулирование естественного зарастания путем внесения удобрений.

5.32. Запрещается сжигание разлившейся нефти непосредственно на поверхности пахотной почвы.

5.33. Запрещается засыпать загрязненные участки пахотных земель песком или другими минеральными материалами.

5.34. На сельскохозяйственных землях (пашни, сенокосные угодья) запрещается снимать загрязненный нефтью слой почвы и вывозить в отвалы (места захоронения).

5.35. На старых нефтезагрязненных землях допускается рекультивация с использованием (подсыпкой) чистого плодородного слоя.

5.36. Рекультивацию земель, загрязненных нефтью, необходимо проводить согласно РД 39-0147103-365-86 "Инструкция по рекультивации земель, загрязненных нефтью".

5.37. Рекультивированные площади после завершения предусмотренных ТПРЗ работ (мероприятий) передаются землепользователям в соответствии с "Положением о порядке передачи рекультивируемых земель землепользователям предприятиями, организациями и учреждениями, разрабатывающими месторождения полезных ископаемых и торфа, проводящими геологоразведочные, изыскательские, строительные и иные работы, связанные с нарушением почвенного покрова", утвержденного Минсельхозом СССР 18.02.77 г.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ
ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

6.1. Предприятия Миннефтепрома организуют и осуществляют контроль за состоянием окружающей среды на территориях своей деятельности. Непосредственно контроль осуществляется службой  охраны окружающей среды совместно с промышленно-санитарной лабораторией, действующего на основе РДС 39-055-85 "Санитарно-техническая паспортизация на объектах нефтяной промышленности".

6.2. Контроль за состоянием окружающей среды предусматривает:

соблюдение требований законодательных и нормативных документов по охране окружающей среды;

выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с годовыми и перспективными нормами охраны окружающей среды;

своевременное выявление и оценку источников, а также возможных масштабов загрязнений окружающей среды на основе прогнозных расчетов;

разработку мероприятий по устранению источников и ликвидации последствий загрязнения окружающей среды;

систематическое наблюдение (отбор проб, проведение анализов) за качеством сточных вод и соблюдением норм предельно допустимых сбросов, а также за качеством атмосферного воздуха.

6.3. Основными нормативно-техническими документами, регламентирующими организацию контроля за состоянием окружающей среды, являются:

ГОСТ 17.1.3.07-82. Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков;

ГОСТ 17.2.3.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов;

ГОСТ 17.4.3.04-85. Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнений.

6.4. Водопользователи. Сточные воды которых сбрасываются в водные объекты, должны организовать постоянное наблюдение за эксплуатацией сооружений по очистке, обезвреживанию и обеззараживанию сточных вод путем:

анализа сточных вод до и после всего комплекса очистных сооружений;

замеров количества отводимых сточных вод и выпуска в водный объект.

6.5. Порядок контроля, осуществляемого пользователем (частота, объем анализа и др.) согласовывается с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы с учетом местных условий на водном объекте, его использования, степени вредности сточных вод.

6.6. На водоемах пункт контроля качества воды должен быть установлен у берега со стороны очага возможного загрязнения.

6.7. На водотоках должно быть не менее двух пунктов контроля - выше и ниже границы очага возможного загрязнения.

6.8. Контроль за состоянием атмосферного воздуха необходимо осуществлять в рабочей зоне территории промышленных предприятий и на границе санитарно-защитной зоны.

6.9. Выбор места, порядок контроля (частота, объем анализов, виды контролируемых ингредиентов  и др.) необходимо согласовывать с местной санэпидстанцией и органами Госкомприроды СССР.

6.10. Контроль за соблюдением ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу организуют предприятия, для которых они установлены. Основой контроля должны быть прямые методы изменения концентрации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения вредных веществ в атмосферу. Для большей достоверности используют также балансовые, технологические и другие методы.

6.11. Контроль за соблюдением норм ПДВ можно вести сравнением расчетной приземной концентрации (выполненных на ЭВМ) с данными анализа проб атмосферного воздуха в определенной точке.

6.12. В целях регулярного контроля за качеством подземных вод и своевременного обнаружения их загрязнения должна быть  разработана наблюдательная сеть, состоящая из целенаправленно выбранных родников, колодцев и специальных наблюдательных скважин.

 

Приложение 1

Предельно допустимые концентрации вредных веществ
в атмосферном воздухе

Вещества

Молекулярная масса

Относительная плотность

Предельная допустимая концентрация (ПДК), мг/м3

(по воздуху)

рабочей зоны

населенных пунктов

Двуокись азота

46

1,53

5,0

0,085

Окись углерода

28

0,97

20,0

5,0

Сернистый ангидрид

54

2,14

10,0

0,5

Сероводород

34

1,19

10,0

0,008

Сажа

12

1470,0

4,0

0,15

Серный ангидрид

80

1,92

1,0

0,5

Газовый конденсат

75

2,52

300,0

5,0

Углеводороды

-

-

300,0

5,0

Меркаптаны

-

-

0,8

9×10-6

Пыль неорганическая

-

-

-

0,15

 

Приложение 2

Предельно допустимые концентрации вредных веществ
в воде водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей

Наименование ингредиентов

Лимитирующий показатель

ПДК мг/д

Нефть и нефтепродукты

рыбхозяйств.

0,05

Фенолы

- " -

0,001

СПАВ

органолептич.

0,1

Сульфаты (анион)

санитарно-токсиколог.

100,0

Хлориды (анион)

- " -

300,0

Кальций (катион)

- " -

180,0

Магний (Mg+2)

токсикологич.

50,0

Медь (Cu+2)

- " -

0,01

Цинк (Zn+2)

- " -

0,01

БПК (полное)

рыбхозяйств.

3,0

 

 

Зимой не менее 4,0

Растворенный кислород

- " -

Летом не менее 6,0

Азот аммонийный (NH4)+

токсикологич.

0,5 (NH4)+ = 0,39

 нитратный (NO3)-

санитарно-токсиколог.

40 (NO3)- = 9,0

 нитритный (NO2)-

токсикологич.

0,08  (NO2)- = 0,02

ЭПН-5

 

0,002

ДН-75

 

0,015

 

Приложение 3

Предельно допустимые концентрации загрязняющих
веществ в почвах, мг/кг сухой почвы

Вещества

ПДК, мг/кг

Гептахлор

1,0

ГХЦГ (линдан)

1,0

Полихлоркамфен

0,5

Севин

0,05

Карбафос

2,0

Хлорамп

0,05

Хлорофос

0,5

Мышьяк

12-15

Ртуть

2,1

Медь

30-40

Свинец

20 сверх фона

Бензапирен

0,1 сверх фона

 

Приложение 4

Эффективность очистных сооружений

Сооружения

Содержание нефтепродуктов в сточной воде мг/л

исходное

остаточное

Нефтеловушка

400-15000

50-100

Флотационная установка (с коагуляцией)

50-100

15-20

Электрофлотация

1000-5000

100-600

Пруды-отстойники

50-100

15-30

Фильтры (песчано-гравийные)

до 50

10-15

Озонаторная установка (две стадии)

10-15

1-3

Станция биологической очистки

20-50

5-10

Установка для хлорирования
(2-часовое перемешивание)

0,300-0,444

0,011-0,075

Экстракция

0,652-1,150

0,004-0,089

 

Приложение 5

Характеристика воды различной чистоты

 

Растворенный кислород, мг/л

БПК5,
мг/
O2

Аммонийный азот, мг/л

Взвешен-ные вещества,

мг/л

Запах, баллы

Нефтепродукты, мг/л

Прозрачность по Стелленду, см

pH

Окисляемость, мг/O2

летом

зимой

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Очень чистая

9

13-14

0,5-1,0

0,05

1-3

1

0

30

6,5-8,5

1

Чистая

8

11-12

1,1-1,9

0,10

4-10

2

0,1-0,2

30-20

6,5-8,5

2

Умеренно грязная

6-7

9-10

2,0-2,9

0,2-0,3

11-19

3

0,3

13-3

6-9

3

Загрязненная

4-5

4-5

3,0-3,9

0,4-0,1

20-50

4

1

2-1

5-10

4

Грязная

2-3

0,5

4,0-10,0

1,1-3,0

51-100

5

2

1,0-1,5

5-10

5-15

Очень грязная

0

0

10

3

100

5

3

0,5

2-13

15

 

Приложение 6

Критерии санитарной оценки почвы

В качестве показателя для оценки процесса самоочищения почвы от органических загрязнений может быть использовано число (С), косвенно характеризующее процесс гумификации почвы. "Санитарное число" почвенного белкового (гумусного) азота (А) к количеству органического неразложившегося азота (В)

Оценка чистоты почвы по показателю "санитарное число"

Характеристика почвы

"санитарное число"

Практически чистая

0,98 и больше

Слабо загрязненная

от 0,85 до 0,98

Загрязненная

от 0,70 до 0,85

Сильно загрязненная

Меньше 0,70

 

Наряду с санитарным числом для оценки чистоты почвы можно также воспользоваться определением аммонийного азота, азота нитритов и нитратов, хлоридов. Оценку этих показателей целесообразно осуществлять в динамике или путем сравнения с незагрязненной почвой (контроль).

Для дополнительной оценки состояния почвы следует определить показатели химического состава почвенного воздуха и по ним косвенно судить о процессах самоочищения почвы.

Полученные данные необходимо сравнить с разработанными нормативными оценочными показателями.

Схема санитарной оценки почвы населенных мест средней
полосы СССР по химическому составу почвенного воздуха в объемных %

Санитарная оценка почвы

Состав почвенного воздуха с глубины 1 м
при 0
°С и давлении 760 мм рт.ст.

CO2

O2

CH4

H2

Практически чистая

0,38-0,80

20,3-19,8

-

-

Слабо загрязненная

1,2-2,8

19,9-17,7

-

-

Средне загрязненная

4,1-6,5

16,5-14,2

-

-

Сильно загрязненная

14,5-18,0

5,5-1,7

0,8-2,7*

0,3-3,4

_____________

* В местах сильного загрязнения (в отдельных случаях) количество метана увеличивается до 21,7 %.

 

Приложение 7

Справочное

ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

1. ГОСТ 17.1.1.01-77. Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения.

2. ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения.

3. ГОСТ 17.5.1.01-83. Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения.

4. ГОСТ 1510-84. Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение.

5. ГОСТ 2517-82. Нефть и нефтепродукты. Отбор проб.

6. ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями.

7. ГОСТ 17.1.3.12-86. Охрана природы. Гидросфера. Общие правила охраны вод от загрязнения при бурении и добыче нефти и газа на суше.

8. ГОСТ 17.1.3.13-86. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения.

9. ГОСТ 17.1.3.05-82 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами.

10. ГОСТ 17.1.3.10-83. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами при транспортировке по трубопроводу.

11. ГОСТ 17.4.1.02-83. Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения.

12. ГОСТ 17.5.1.02-85. Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации.

13. ГОСТ 17.5.3.05-84. Охрана природы. Рекультивация земель. Общие требования к землепользованию.

14. ГОСТ 17.1.3.07-82. Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков.

15. ГОСТ 17.2.3.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов.

16. ГОСТ 17.4.3.04-85. Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнений.

17. РД 39-0147103-344-86. Правила технической эксплуатации систем сбора и внутрипромыслового транспорта нефти и газа. Уфа: ВНИИСПТнефть, 1986.

18. РД 39-30-114-78. Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов. М.: Недра, 1979.

19. РД 39-30-1209-84. Руководство по организации эксплуатации и технологии технического обслуживания и ремонта оборудования и сооружений нефтеперекачивающих станций. Уфа: ВНИИСПТнефть, 1984.

20. РД 39-0147102-321-86. Методические основы по определению состава и величины выбросов вредных веществ в атмосферу при сборе, подготовке и транспорте нефти. Уфа: ВНИИСПТнефть, 1986.

21. РД 39-0147103-388-87. Методические указания по определению технологических потерь нефти на предприятиях Миннефтепрома. Уфа: ВНИИСПТнефть, 1987.

22. РД 39-1-624-81. Отраслевая методика по разработке норм и нормативов водопотребления и водоотведения в нефтяной промышленности (бурение скважин и добыча нефти). Уфа: БашНИПИнефть, 1982.

23. РД 39-0147103-326-86. Перспективные нормы водопотребления и водоотведения для перекачивающих станций, нефтебаз и Управления магистральными нефтепроводами Главтранснефти. Уфа: ВНИИСПТнефть, 1986.

24. РД 39-0147103-302-82. Руководство по применению очистки нефтепромысловых сточных вод  с использованием химреагкнтов. Уфа: ВНИИСПТнефть, 1987.

25. РД 39-30-1060-84. Инструкция по обследованию технического состояния подводных переходов магистральных нефтепроводов. Уфа: ВНИИСПТнефть, 1984.

26. РД 39-30-859-83. Правила испытания линейной части действующих магистральных нефтепроводов. Уфа: ВНИИСПТнефть, 1983.

27. РД 39-30-1206-84. Технология применения диспергентов для очистки поверхности внутренних водных объектов от пленки нефти. Уфа: ВНИИСПТнефть, 1985.

28. РД 39-30-581-81. Инструкция по ликвидации аварий, повреждений на магистральных нефтепроводах, проложенных на болотах. Уфа: ВНИИСПТнефть, 1981.

29. РД 39-3-354-83. Методика заполнения наблюдательных скважин на пресноводные горизонты в нефтедобывающих районах. Уфа: БашНИПИнефть, 1983.

30. РД 39-30-743-82. Положение о воздушном патрулировании магистральных нефтепроводов. Уфа: ВНИИСПТнефть, 1982.

31. РД 39-30-925-83. Методические указания по биологической рекультивации земель, нарушенных при сборе, подготовке и транспорте нефти. Уфа: ВНИИСПТнефть, 1984.

32. РД 39-0147103-365-86. Инструкция по рекультивации земель, загрязненных нефтью. Уфа: ВНИИСПТнефть, 1987.

33. РДС 39-055-85. Санитарно-техническая паспортизация на объектах нефтяной промышленности. М.: Миннефтепром, 1986.

34. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов нефтяной промышленности. М.: ВНИИОЭНГ. 1987.

35. Правила безопасности при эксплуатации установок подготовки нефти на предприятиях нефтяной промышленности. М.: Миннефтепром. 1976.

36. СНиП 1.02.01-85. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

37. Правила технической эксплуатации резервуаров и инструкции по их ремонту. М.: Недра. 1988.

38. СНиП III-18-75. Правила производства и приемки работ. Металлические конструкции.

39. СНиП 2.03.11-85. Защита строительных конструкций от коррозии.

40. ОНД-86. Методика расчета концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Взамен СН-369-74. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

41. Инструкция по проведению инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу, - утверждена ЦСУ СССР и Госснабом СССР 12.03.79 № 42/082-018/2-90.

42. Сборник методик по расчету выбросов в атмосферу загрязняющих веществ различными производствами. М.: Гидрометеоиздат. 1986.

43. Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов ПДВ для предприятий. Новосибирск: Госкомгидромет. 1987.

44. СН 245-71. Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий.

45. Положение об охране подземных вод, - утверждено Мингео СССР 15 августа 1984 г.

46. Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами, - утверждено Минводхозом СССР, Минздравом СССР и Минрыбхозом СССР 16 мая 1974 г. № 1166.

47. Методические указания по установлению предельно допустимых сбросов веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами, - утверждено Минводхозом СССР от 11.02.82 г.

48. Рекомендации по установлению водоохранных зон малых рек. Харьков: ВНИИВО. 1982.

49. Положение о государственном контроле за использованием земель, - утверждено Постановлением СМ СССР от 14.05.70 г. № 325.

50. О нормативах стоимости освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд и о порядке использования средств, предназначенных для возмещения потерь сельскохозяйственного производства, - утверждено Постановлением СМ СССР от 10.11.87 г. № 427.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

2. Источники загрязнения окружающей среды при сборе, подготовке и транспорте нефти

3. Правила охраны атмосферного воздуха

4. Правила охраны водных объектов от загрязнения

5. Правила охраны земель

6. Организация контроля за состоянием окружающей среды

Приложение 1.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе

Приложение 2.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде водных объект, используемых для рыбохозяйственных целей

Приложение 3.

Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в почвах, мк/кг сухой почвы

Приложение 4.

Эффективность очистных сооружений

Приложение 5.

Характеристика воды различной чистоты

Приложение 6.

Критерии санитарной оценки почвы

Приложение 7.

Ссылочные нормативно-технические документы

 




Яндекс цитирования



   Copyright © 2007-2024,  www.tehlit.ru.

[ ѓосты, стандарты, нормативы, инструкции, правила, строительные нормы ]