|
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ 3.4. САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ САНИТАРНО-КАРАНТИННЫЙ КОНТРОЛЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ МУ 3.4.1179-02 Минздрав России Москва 2003 1. Методические указания разработаны: Департаментом Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации (Н. В. Шестопалов, Б. Г. Лыткин, Ю.М. Федоров, Н.Я. Жилина); Ростовским-на-Дону научно-исследовательским противочумным институтом Минздрава России (Ю.М. Ломов, В.И. Прометной, Э. А. Москвитина, В. В. Баташев); Российским научно-исследовательским противочумным институтом «Микроб» Минздрава России (В.В. Кутырев, В.П. Топорков, А.С. Васенин, А.Д. Шилова); Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ростовской области (Г.Т. Айдинов, П.П. Савченко): Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Саратовской области (А.Д. Добло, В.П. Федорова, Л.В. Смертина, В.П. Бецан); Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Дагестан (Э.Я. Омариева, С.Н. Чернышев). 2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России (прот. № 13 от 07.07.02). 3. Утверждены и введены в действие Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г. Онищенко 5 декабря 2002 г. 4. Введены взамен «Положения о санитарно-карантинном пункте на международной автодорожной трассе (в пункте пропуска через государственную границу СССР)» 9 марта 1987 г. с 1 марта 2003 г. СОДЕРЖАНИЕ УТВЕРЖДАЮ 5 декабря 2002 г. Дата введения: 1 марта 2003 г. 3.4. САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ Санитарно-карантинный
контроль на автомобильных Методические указания МУ 3.4.1179-02 1. Область применения1.1. Методические указания по внедрению и применению санитарных правил «Санитарная охрана территории Российской Федерации» устанавливают общие требования к содержанию работы должностных лиц и полномочия главного государственного санитарного врача по территории (ведомству) при осуществлении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. 1.2. Методические указания предназначены для должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. 1.3. Методические указания обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. 1.4. Методические указания разработаны на основании Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 № 14, ст. 1650), постановлений Правительства Российской Федерации № 554 от 24.07.00 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 № 31, ст. 3295) № 60 от 19.01.98 «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 № 4, ст. 485), санитарных правил «Санитарная охрана территории Российской Федерации. СанПиН 3.4.035-95». 2. Нормативные ссылки2.1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ. 2.2. Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года № 4730-1. 2.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.00 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании». 2.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.98 № 60 «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». 2.5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.07.99 № 263 «О введении в действие Перечня инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации». 2.6. Порядок контроля и надзора за транспортными перевозками опасных отходов, утвержденный совместным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Федеральным горным и промышленным надзором Российской Федерации от 31.12.98 № 787/396/256/910. 2.7. Санитарные правила «Санитарная охрана территории Российской Федерации. СанПиН 3.4.035-95». 2.8. Методические указания. «Организация, обеспечение и оценка противоэпидемической готовности медицинских учреждений к проведению мероприятий в случае завоза или возникновения особо опасных инфекций, контагиозных вирусных геморрагических лихорадок, инфекционных болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения Российской Федерации и международного сообщения». МУ 3.4.1030-01. 2.9. Международные медико-санитарные правила (1969). Третье аннотированное издание. - ВОЗ. Женева, 1985. 3. Общие положения3.1. Должностные лица (далее - персонал) санитарно-карантинных пунктов (СКП) в своей работе руководствуются Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации № 554 от 24.07.00, Положением о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации № 60 от 19.01.98, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации, Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, санитарными правилами, методическими указаниями и другими нормативными правовыми документами Минздрава России. 3.2. Санитарно-карантинный контроль распространяется на прибывающий из-за рубежа автодорожный транспорт, водителей, пассажиров, сопровождающих груз лиц, контейнеры, грузы и товары. 3.3. Санитарно-карантинный контроль предшествует другим видам досмотра в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, имеют свободный доступ на автодорожные транспортные средства, независимо от их государственной принадлежности и форм собственности, а также во все помещения, где могут находиться водители, пассажиры, сопровождающие груз лица, грузы и товары. По окончании санитарно-карантинного контроля автотранспорта, прибывшего из-за границы, а также после проведения на нем при необходимости противоэпидемических мероприятий, осуществляется пограничный, таможенный и другие виды государственного контроля. 3.4. Взаимодействие по осуществлению санитарно-карантинного контроля с пограничной службой, таможенными органами, пограничной ветеринарной, карантина растений службами и другими контрольными органами по выявлению на транспортных средствах среди прибывших водителей, пассажиров, сопровождающих груз лиц больных, носителей и переносчиков инфекционных заболеваний осуществляется на основании соглашений. 3.5. Санитарно-карантинный контроль организуется по постоянной схеме при осуществлении регулярных международных перевозок автотранспортом. 3.6. Санитарно-карантинный контроль организуется по временной схеме в виде выездных бригад (групп) специалистов, определенных приказом по центру Госсанэпиднадзора, в том случае, когда осуществляются нерегулярные транспортные перевозки, при поступлении соответствующей заявки или информации о международных транспортных средствах, прибывающих или убывающих за рубеж от таможенных органов или федеральной пограничной службы. 3.7. Персонал санитарно-карантинного пункта обеспечивается защитными костюмами I типа и укладкой для забора материала от больного, подозрительного на инфекционные заболевания, требующие проведения мероприятий по санитарной охране территории (приложение 1). 3.8. Санитарно-карантинные пункты для сбора павших грызунов, летающих кровососущих, в случае их выявления на автотранспорте, обеспечиваются центром Госсанэпиднадзора специальной укладкой (приложение 2). 3.9. Санитарно-карантинный пункт организует и проводит мероприятия в соответствии с функциями должностных лиц, обеспечивающих санитарно-карантинный контроль, и оперативным планом противоэпидемической готовности на случай выявления больного с подозрением на инфекционное заболевание, требующее проведения мероприятий по санитарной охране территории. 3.10. Санитарно-карантинный пункт использует штампы для специальных отметок в сопроводительных документах на грузы и товары, проходящие через пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации. 3.11. Учет работы санитарно-карантинного пункта регистрируется в журналах (с указанием количества прибывших и убывших автотранспортных средств, санитарно-карантинного контроля автотранспорта, выявление больных с подозрением на инфекционное заболевание, выдачу предписания по медицинскому обследованию и др.), оформляется в месячных донесениях и годовых отчетах и представляется центру Госсанэпиднадзора, на базе которого он формируется. : 3.12. Персонал санитарно-карантинного пункта осуществляет контроль за: направлением на медицинское обследование выявленного больного с подозрением на инфекционное заболевание, требующее проведения мероприятий по санитарной охране территории, в учреждения здравоохранения, а так же лиц, контактировавших с ним; состоянием выявленного больного; предварительным и окончательным диагнозом. 3.13. Должностные лица санитарно-карантинного пункта периодически проводят тренировочные учения (занятия) с персоналом транспортного предприятия, осуществляющего международные пассажирские перевозки, по осуществлению первичных противоэпидемических мероприятий в случае выявления больного с подозрением на инфекционное заболевание, требующее проведения мероприятий по санитарной охране территории. 3.14. Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, должны иметь подготовку по вопросам санитарной охраны территории, организации и проведения противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний. 3.15. Персонал санитарно-карантинного пункта во время исполнения служебных обязанностей должен носить форменную одежду установленного образца. 3.16. Центр Госсанэпиднадзора, на базе которого сформирован санитарно-карантинный пункт, осуществляет организационно-методическое руководство работой СКП, включая санитарно-карантинный контроль, проведение противоэпидемических мероприятий. 3.17. Противочумные учреждения оказывают консультативно-методическую и практическую помощь по вопросам: 3.17.1. зоолого-паразитологического обследования территории пункта пропуска, транспортного предприятия, осуществляющего международные перевозки, лабораторной диагностики материала, подозрительного на зараженность микроорганизмами I - II групп патогенности; 3.17.2. подготовки медицинских работников СКП по клинике и эпидемиологии инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, выявлению носителей и переносчиков возбудителей инфекции, проведению первичных противоэпидемических мероприятий на транспортных средствах и объектах в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. 3.18. Центры Госсанэпиднадзора совместно с противочумными учреждениями систематически проводят подготовку служб государственного контроля пунктов пропуска по вопросам взаимодействия служб контроля, выявления больных с симптомами инфекционного заболевания, носителей и переносчиков возбудителей инфекции, проведения первичных противоэпидемических мероприятий. 3.19. СКП работает во взаимодействии с лечебно-профилактической службой административной территории, на базе которых формируются учреждения специального назначения (инфекционный госпиталь, провизорный госпиталь, изолятор, обсерватор). 3.20. Центр Госсанэпиднадзора организует и осуществляет взаимный обмен информацией с пограничным контрольным ветеринарным пунктом, совместное проведение противоэпидемических и противоэпизоотийных мероприятий при выявлении подозрения на заражение зоонозными инфекциями, общими для человека и животных, а также при выявлении животноводческой продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам. 4. Функции должностных лиц, обеспечивающих санитарно-карантинный контроль4.1. Обеспечение санитарной охраны территории, направленной на предупреждение завоза и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения. 4.2. Предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека. 4.3. Недопущение к ввозу опасных грузов и товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещен, а также грузов и товаров, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). 4.4. Получение от пограничной, таможенной, пограничной ветеринарной, карантина растений, миграционной и других служб и органов контроля информации по вопросам обеспечения санитарной охраны территории Российской Федерации. 4.5. Получение от администрации (владельцев) транспортных средств, должностных, юридических лиц и граждан, находящихся в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, необходимых документов и материалов для проведения санитарно-карантинного контроля. 5. Содержание работы должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль5.1. Разрабатывают и корректируют совместно с заинтересованными службами план оперативных мероприятий на случай выявления в пункте пропуска инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации. 5.2. Организуют проведение противоэпидемических мероприятий в очагах опасных и других инфекционных заболеваний, возникших на международных автодорожных вокзалах, трассах, переходах, открытых для движения через государственную границу Российской Федерации. 5.3. Контролируют готовность к работе изолятора для временной изоляции выявленных больных, подозрительных на инфекционное заболевание. 5.4. Несут ответственность за условия хранения и использования оборудования и имущества, предоставленного для работы СКП, обеспечивают его сохранность. 5.5. Проводят учет прибывающих в пункт пропуска транспортных средств, водителей, пассажиров, сопровождающих груз лиц и грузов. 5.6. Проводят учет результатов санитарно-карантинного контроля. 5.7. Контролируют выполнение требований санитарных правил перевозки химических, биологических, радиоактивных веществ, грузов. 5.8. Обеспечивают проведение оперативного лабораторно-инструментального контроля грузов и товаров, прибывающих из зараженных районов в результате радиоактивных, химических и биологических аварий. 5.9. Составляют предписания о санитарных правонарушениях на должностных, юридических лиц и граждан, допустивших или создавших угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а также готовят материалы для привлечения к административной или уголовной ответственности лиц, допустивших санитарные правонарушения требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарных правил «Санитарная охрана территории Российской Федерации», действующих на территории Российской Федерации. 5.10. При выявлении нарушений санитарного законодательства выдают предписание с целью недопущения завоза больных, носителей и переносчиков возбудителей инфекции, грузов и товаров, запрещенных для реализации на территории Российской Федерации. 5.11. Осуществляют при контроле прибывающих автотранспортных средств: 5.11.1. выдачу разрешения на право свободных сношений прибывших автотранспортных средств со службами государственного контроля в пункте пропуска, если не установлено наличие на них больных с симптомами инфекционных заболеваний, комаров, павших грызунов; 5.11.2. санитарно-карантинный контроль автотранспорта, водителей, пассажиров, сопровождающих груз лиц, контейнеров, грузов и товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации. 5.12. В целях предупреждения завоза инфекционных заболеваний на территорию Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией проводят: · опрос прибывших в пункты пропуска водителей, пассажиров и других лиц о состоянии здоровья; · медицинский осмотр при наличии жалоб на состояние здоровья; · досмотр автотранспорта на наличие носителей и переносчиков инфекционных болезней (грызунов, комаров) или следов их пребывания. 5.13. При получении информации о наличии больных или при выявлении больных с подозрением на инфекционное заболевание при проведении санитарно-карантинного контроля, персонал санитарно-карантинного пункта обязан: 5.13.1. передать распоряжение диспетчерской службе, пограничным и таможенным органам об отведении транспортного средства на санитарную площадку, запретить выход водителей, пассажиров и других лиц, выгрузку багажа, грузов, проведение пограничного, таможенного и других видов государственного контроля; 5.13.2. срочно представить экстренное извещение главному врачу центра Госсанэпиднадзора, обеспечивающего проведение санитарно-карантинного контроля, и передать информацию о выявленном больном, подозрительном на инфекционное заболевание; 5.13.3. принять меры (дать распоряжение) к немедленной временной изоляции больного по месту выявления; 5.13.4. по постановлению главного государственного санитарного врача административной территории о проведении эпидемиологического расследования провести: · эпидемиологическое расследование для установления причин и выявления условий возникновения инфекционного заболевания, выявления лиц, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями; · направить на медицинское обследование, госпитализацию с изоляцией, лечение лиц, больных инфекционным заболеванием, лиц с подозрением на такие заболевания и контактировавших с больными инфекционными заболеваниями; · забор материала от людей для лабораторного исследования, используя для этой цели укладку (приложение 1); · санитарный досмотр транспортного средства, груза, с целью определения необходимого объема дезинфекции предметов и частей транспортного средства, в т.ч. багажа, груза; · по эпидемиологическим показаниям выдать предписание водителю (владельцу) автотранспорта на проведение противоэпидемических мероприятий, при выявлении падежа грызунов, комаров на транспортном средстве провести их сбор (приложение 2), выдать предписание о назначении дератизации, дезинсекции (приложение 3) и осуществляет контроль выполнения предписания. 5.14. Осуществляет контроль за качеством дезинфекции, дератизации и дезинсекции совместно со специалистами центра Госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации, городах, районах, которую осуществляет бригада дезинфекторов Государственного унитарного дезинфекционного предприятия, отдела дезинфекции центра Госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации, городах, районах, уточняют наличие сертификата соответствия используемых дезинфекционных, дезинсекционных средств и родентицидов. 5.15. Выдают разрешение на дальнейшее движение на территории Российской Федерации после проведения противоэпидемических мероприятий. 5.16. Запрещают при въезде на территорию Российской Федерации свободное сношение водителей (владельцев) транспортных средств, пассажиров и других лиц с представителями государственных служб контроля, ввоз продукции и товаров, не имеющих санитарно-эпидемиологического заключения, а также ввоз опасных грузов и товаров, в случаях выявления нарушений требований санитарных правил. 5.17. Выдают по соответствующей просьбе водителей (владельцев) транспортных средств, пассажиров, грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или их соответствующим агентам свидетельство о применении к автодорожному транспорту санитарных мер, на основании Международных медико-санитарных правил (приложение 4). 5.18. Осуществляют при принятии Минздравом России решения о контроле пропуска автодорожных транспортных средств при выезде с территории Российской Федерации наличия и соответствия: 5.18.1. санитарного паспорта автотранспорта, предназначенного для перевозки пассажиров в страны, неблагополучные по инфекционным заболеваниям, требующим проведения мероприятий по санитарной охране территории; 5.18.2. санитарного паспорта автотранспорта на перевозку пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья; 5.18.3. определенной документации у ответственных лиц в организованных группах убывающих о прохождении обучения или подготовки по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории; 5.18.4. международного свидетельства о вакцинации или ревакцинации против желтой лихорадки убывающих в страны, перечень которых устанавливается Минздравом России; 5.18.5. запрещают пропуск лиц и транспорта, если перед убытием выявлено наличие лиц с подозрением на инфекционное заболевание, требующее проведения мероприятий по санитарной охране территории, или если перед убытием выявлена возможность проникновения на транспортное средство носителей или переносчиков возбудителей этих инфекционных болезней. 5.19. Составляют и утверждают в центре Госсанэпиднадзора месячные графики работы. 6. Полномочия Главного государственного санитарного врача и его заместителей6.1. В соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главный государственный санитарный врач и его заместители при осуществлении санитарно-карантинного контроля наделены полномочиями: 6.1.1. запрещать или приостанавливать пересечение государственной границы Российской Федерации автодорожным транспортным средствам, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний; 6.1.2. выносить постановление о направлении на медицинское обследование, а также о госпитализации с изоляцией выявленного больного инфекционным заболеванием, подозрением на такое заболевание и лиц, контактировавших с больным инфекционным заболеванием с учетом степени контакта в специальное медицинское учреждение; 6.1.3. выносить постановление о проведении санитарно-эпидемиологического расследования при установлении лица с подозрением на инфекционное заболевание; 6.1.4. вносить предложение об ограничении или прекращении хозяйственной или иной деятельности предприятий, учреждений, организаций или объектов транспорта в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории; 6.1.5. выносить мотивированные постановления о приостановлении или о запрещении ввоза на территорию Российской Федерации продукции гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, предназначенной для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам; 6.1.6. предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушений санитарного законодательства при ввозе на территорию Российской Федерации грузов и товаров; 6.1.7. предъявлять иски в суд и арбитражный суд к администрации транспортных средств, должностным и юридическим лицам транспортного предприятия о возмещении вреда, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с нарушением санитарного законодательства; 6.1.8. контролировать работу персонала санитарно-карантинного пункта, утверждать месячные графики работы, отчеты о проводимой работе; 6.1.9. координировать взаимодействие и согласованность в работе СКП с другими службами, осуществляющими государственный контроль в пункте пропуска через государственную границу, а также лечебно-профилактической службой административной территории. Приложение 1(рекомендуемое) Укладка для забора нативного материала от больного с подозрением на холеру и малярию (для больничных учреждений неинфекционного профиля, станций скорой и неотложной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинических учреждений, СКО, СКП, ПСКП)1. Банки стерильные широкогорлые с крышками или притертыми пробками, емкостью не менее 100 мл 2 шт. 2. Стеклянные трубки с резиновой грушей мелкого размера 2 шт. 3. Клеенка медицинская подкладная 1 м 4. Предметные стекла обезжиренные 50 шт. 5. Предметные стекла с шлифованным краем 3 шт. 6. Перья скарификаторы для взятия крови, стерильные 30 шт. 7. Полиэтиленовые пакеты 5 шт. 8. Марлевые салфетки 5 шт. 9. Направление на анализ (бланки) 3 шт. 10. Лейкопластырь 1 уп. 11. Простой карандаш 1 шт. 12. Карандаш по стеклу 1 шт. 13. Бикс (металлический контейнер) 1 шт. 14. Инструкция по забору материала 1 шт. 15. Хлорамин в пакете по 300 г, рассчитанный на получение 10 л 3 %-ного раствора и сухая хлорная известь в пакете из расчета 200 г на 1 кг выделений 1 шт. 16. Перчатки резиновые 2 пары 17. Емкость эмалированная 10 л 1 шт. 18. Пептонная вода 1 %-ная во флаконах по 50 мл, закрытых резиновыми пробками, завальцованных металлическими колпачками 4 шт. Приложение 2(рекомендуемое) Содержание укладки для доставки в лабораторию трупов грызунов, летающих кровососущих1. Мешочки бязевые 10×20 см с завязками 10 шт. 2. Корнцанг 1 шт. 3. Бикс большой 1 шт. 4. Пробирки широкогорлые с ватно-марлевой пробкой 10 шт. 5. Пинцет энтомологический 1 шт. 6. Вата 20 г 7. Штатив на 10 гнезд 1 шт. 8. Клеенчатый мешок 30×40 см 1 шт. 9 Бланки направлении на исследование 10 шт. 10. Простой карандаш 1 шт. 11. Перчатки резиновые 2 пары Приложение 3(обязательное)
Приложение 4(рекомендуемое)
|
|