ТехЛит.ру
- крупнейшая бесплатная электронная интернет библиотека для "технически умных" людей.
WWW.TEHLIT.RU - ТЕХНИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

:: Алготрейдинг::


АЛГОТРЕЙДИНГ
шаг за шагом
с нуля по урокам!

Торговые роботы на PYTHON, BackTrader,
Pandas, Pine Script для TradingView. Связка с брокерами, телеграм и легкими приложениями.


Система нормативных документов в строительстве

ТЕРРИТОРАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

 

ДОШКОЛЬНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

ТСН 31-324-2002 Санкт-Петербург

 

Администрация Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2003

 

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНЫ Санкт-Петербургским научно-исследовательским и проектным институтом градостроительного проектирования ЗАО "Петербургский НИПИград" (ак. арх. Назаров В.Ф., арх. Рыкачев И.Ю., канд. арх. Изварин Е.И., инж. Аврутин В.Д., инж. Пантелеева О.В.), Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга (Воробей Т.Т., Смирнова О.О.), Комитетом по градостроительству и архитектуре (Берекин А.И., Теосева В.Г.).

2 ВНЕСЕНЫ Комитетом по строительству администрации Санкт-Петербурга

3 ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Комитетом по градостроительству и архитектуре (инж. Зеленов Б.И., арх. Палеха Е.В.).

4 СОГЛАСОВАНЫ с Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга, Комитетом по труду и социальной защите населения администрации Санкт-Петербурга, Центром Госсанэпиднадзора по СПб, УГПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области МЧС России, Управлением государственной вневедомственной экспертизы Администрации Санкт-Петербурга.

5 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 14.01.02 г. № 47-ра.

6 ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ Госстроем России письмо от 03.10.02 № 9-29/747

7 РАЗРАБОТАНЫ ВПЕРВЫЕ

 

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Обозначения и сокращения

4 Основные положения

5 Виды дошкольных образовательных учреждений

6 Требования к размещению и организации земельного участка

7 Требования к объемно-планировочным решениям

8 Инженерные системы (водоснабжение и канализация, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, электроснабжение и слаботочные устройства)

Водоснабжение и канализация

Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

Электроснабжение и слаботочные устройства

Требования к максимальному энергосбережению

9 Требования противопожарной безопасности

10 Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций

Приложение А (рекомендуемое) Площадь помещений в ДОУ

Приложение Б (рекомендуемое) Нормативы удельных показателей общей площади

 

ТСН 31-324-2002 Санкт-Петербург

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ДОШКОЛЬНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Дата введения 2002-10-03

1 Область применения

1.1 Настоящие ТСН распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструкцию существующих зданий (помещений) дошкольных учреждений независимо от их принадлежности и форм собственности на территории Санкт-Петербурга.

1.2 Требования ТСН должны соблюдаться при подготовке исходно-разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения (далее - строительства) дошкольных образовательных учреждений.

1.3 При решении вопросов, не отраженных в ТСН, следует руководствоваться действующими федеральными и региональными нормативными документами.

2 Нормативные ссылки

В настоящих нормах использованы ссылки на следующие нормативные документы:

1 СНиП 10-01-94 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения.

2 СНиП 11-01-95 Инструкция о порядке разработки и согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий и сооружений

3 СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений

4 СНиП 2.08.01-89* Жилые здания

5 СНиП 2.08.02-89* Общественные здания и сооружения

6 СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение

7 СНиП 2.04.01-85 Внутренний водопровод и канализация зданий

8 СНиП 2.04.05-91* Отопление, вентиляция и кондиционирование

9 СНиП 2.04.07-86* Тепловые сети

10 СНиП 2.01.02-85* Противопожарные нормы

11 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений

12 СНиП 2.01-90с Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны

13 СНиП 2.01.53-84 Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства

14 СНиП 2.01.57-85 Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта

15 ГОСТ 17.4.2.01-81 Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния

16 СП 30-102-99 Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства

17 СП 3231 Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений (детские ясли, сады, детские ясли-сады)

18 СП 35-101-2001 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения

19 СП 35-103-2001 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям

20 СП 11-107-98 Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства

21 СанПиН № 42-125-4216-86 Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детей шестилетнего возраста

22 СанПиН 2.1.2.568-96 Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству питьевой воды в плавательных бассейнах

23 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территории

24 Правила устройства электроустановок

25 НПБ 104-95 Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях

26 ТСН 30-305-2002 Санкт-Петербург. Градостроительство. Реконструкция и застройка нецентральных районов Санкт-Петербурга

27 ТСН 30-306-2002 Санкт-Петербург. Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга

3 Обозначения и сокращения

ГО - гражданская обороны

ДОУ - дошкольное образовательное учреждение

ДУ - дошкольное учреждение

ИТМ ГО - инженерно-технические мероприятия гражданской обороны

ИТМ ГО и ЧС - инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

КЕО - коэффициент естественной освещенности

ПУЭ - Правила устройства электроустановок

УГПС - Управление государственной противопожарной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области МЧС России

Центр госсанэпиднадзора - федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге"

4 Основные положения

4.1 Настоящие ТСН устанавливают основные требования к размещению и организации системы зданий, земельному участку, территории, функциональным группам, составу и площадям помещений, объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию и внутренней среде дошкольных образовательных учреждений.

4.2 Дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ) предоставляют педагогические и медицинские услуги по воспитанию, обучению, уходу и присмотру за детьми от 2 месяцев до 6 (7) лет.

4.3 Дошкольные образовательные учреждения, размещаемые в кварталах жилой застройки, должны составлять единую сеть, предоставляющую разнообразное комплексное обслуживание, в соответствии с потребностями и спросом семей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Для обучения детей шестилетнего возраста детские сады и начальные школы - детские сады, а также прогимназии должны составлять единую сеть с начальными классами общеобразовательных школ (начальных школ), предоставляющую разнообразное комплексное и приближенное к месту проживания обслуживание.

4.4 Расчетная потребность в ДОУ определяется на основе демографических данных, прогноза соответствующего спроса и потребности населения (при реконструкции жилых территорий - с учетом существующего фонда зданий дошкольных учреждений), а также в соответствии с территориальными градостроительными нормативами и правилами застройки отдельных частей Санкт-Петербурга.

4.5 Расчетная вместимость ДОУ определена по возрастным группам исходя из фактического процента охвата детей (на основании данных по административным районам Санкт-Петербурга на 01.11.2000)

4.6 Нормативная потребность в ДОУ определена на основании прогноза численности детей по возрастным группам и проценту охвата (таблица 1) до 2005 года и составляет 35 мест на 1000 жителей.

Таблица 1 - Охват детей ДОУ

Возрастная группа

Численность

Процент охвата

от 0 до 3 лет

100%

75%

от 4 до 5 лет

100%

75%

в возрасте 6 лет

100%

80% ДУ

20% школы

4.7 Вид ДОУ, количество и соотношение возрастных групп в нем определяется заданием на проектирование, согласованным с Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга.

5 Виды дошкольных образовательных учреждений

5.1 Виды дошкольных образовательных учреждений для проектирования выбираются по согласованию с органами образования согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 № 677 и Типовому положению об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 № 1204.

5.2 ДОУ в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:

- детский сад;

- детский сад с приоритетном одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественного, физического и др.);

- детский сад компенсирующего вида с приоритетном квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетном санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

- центр развития ребенка - детский сад с физическим и психическим развитием, коррекцией и оздоровлением всех воспитанников;

- начальная школа - детский сад (создается в качестве образовательного учреждения для детей с 3 до 10 лет, а в исключительных случаях с более раннего возраста);

- начальная школа - детский сад компенсирующего вида с квалифицированной коррекцией отклонений в физическом и психическом развитии воспитанником и обучающихся;

- прогимназия с приоритетном одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

5.3 Дополнительные виды немуниципальных дошкольных учреждений:

- прогулочные группы,

- семейный детский сад,

- группа кратковременного пребывания.

5.4 При проектировании необходимо учитывать следующие оптимальные величины ДОУ:

ДОУ общего вида от 4 до 10 детских групп;

ДОУ - начальная школа - детский сад от 2 до 6 детских групп, при школьном отделении не более 4 ученических классов;

ДУ типа "Семейный детский сад" - не более 0,5 детской группы.

Группы кратковременного пребывания (прогулочная группа) частное дошкольное учреждение на 1-2 группы детей.

5.5 Предельная наполняемость групп в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 № 677, составляет:

- в группах ДОУ общего вида:

от 2 месяцев до 1 года - 10 детей;

от 1 года до 3 лет - 15 детей;

от 3 лет до 7 лет - 20 детей.

- в разновозрастных группах:

при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей;

при наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;

при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 20 детей.

- в дошкольных учреждениях компенсирующего назначения наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей, их возраста (до 3 и старше 3 лет) для детей:

с тяжелыми нарушениями речи - до 6 и до 10 детей;

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи только в возрасте старше 3 лет - до 12 детей;

глухих - до 6 детей для обеих возрастных групп;

слабослышащих до 6 и до 8 мест;

слепых - до 6 детей для обеих возрастных групп;

слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией до 6 и до 10 детей;

с нарушением опорно-двигательного аппарата - до 6 и до 8 детей;

с нарушением интеллекта (умственной отсталости) до 6 и до 10 детей;

с задержкой психического развития - до 6 и до 10 детей;

с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет - до 8 детей;

с туберкулезной интоксикацией - до 10 и до 15 детей;

часто болеющих - до 10 и до 15 детей;

со сложными дефектами (2 и более дефекта) - до 5 для обеих возрастных групп;

с иными отклонениями в развитии - до 10 и до 15 детей.

5.6 Предельная наполняемость в образовательных учреждениях начальная школа - детский сад, прогимназия устанавливается на основании Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 № 1204:

в группах от 3 до 6 лет - 20 воспитанников;

в разновозрастых группах при наличии воспитанников любых трех возрастов (от 3 до 6 лет) - 10 воспитанников;

при наличии в группе воспитанников любых двух возрастов (от 3 до 6 лет) - 20 воспитанников;

в начальных классах - 25 обучающихся.

5.7 Число мест в прогулочных группах определяется заказчиком на основании устава.

5.8 При выборе типов зданий дошкольных учреждений следует руководствоваться таблицей 2.

Таблица 2 (справочная) - Выбор типов зданий ДОУ

Тип дошкольных учреждений

Типологическая характеристика учреждения

Дошкольное общего вида

Традиционное дошкольное учреждение вместимостью 4, 6, 8, 10 (12) групп, предоставляющих педагогические и медицинские услуги постоянному контингенту своих воспитанников, располагающиеся в одном, отдельно стоящем здании. ДОУ малой вместимости может быть встроенным в жилой дом, но не более чем на 75 детей, а так же встроенно-пристроенным или пристроенным к торцу многоквартирного жилого дома не более чем на 140 мест

Начальная школа - детский сад

Единое образовательное учреждение на базе объединения дошкольного учреждения и школы I ступени, обеспечивающее детям дневной сон и трехразовое питание. Допускается встраивать в первые два этажа многоквартирных жилых зданий только в историческом центре Санкт-Петербурга.

Прогимназия

Единое образовательное учреждение на базе объединения дошкольного учреждения и школы I ступени с гуманитарным уклоном, обеспечивающее детям дневной сон и трехразовое питание. Допускается встраивать в первые два этажа многоквартирных жилых зданий только в историческом центре Санкт-Петербурга

Дополнительные виды немуниципальных детских дошкольных учреждений

Группы кратковременного пребывания. Прогулочная группа

Частное дошкольное учреждение на 1-2 группы детей, размещаемое, как правило, на первом этаже многоквартирного жилого дома, в котором дети не обеспечены сном и обедом, основной деятельностью является обеспечение прогулок на свежем воздухе и режим определяется в соответствии с гигиеническими требованиями и уставом учреждения

Семейный детский сад

Частное дошкольное учреждение на 0,5 группы детей, размещаемое в жилой квартире не выше второго этажа или частном жилом доме владельца частного предприятия. Режим определяется в соответствии с гигиеническими требованиями и уставом учреждения

5.9 Здания ДОУ общего вида следует проектировать универсальными, что предполагает включение в их состав обязательного набора помещений и площадей, предусматриваемых настоящими ТСН, в соответствии с гигиеническими требованиями.

Проектируются специализированные здания только за счет включения дополнительных (специализированных) помещений (площадей), предусматриваемых как в составе групповой ячейки, так и общими для всех или нескольких групп (приложение А).

6 Требования к размещению и организации земельного участка

6.1 При ДОУ необходимо предусматривать обособленный земельный участок, в составе которого выделяются территория групповых площадок по числу групповых ячеек, общая физкультурно-игровая территория, хозяйственная зона, зеленые насаждения, с соответствующим разграничением зон.

6.2 Расстояние от зданий ДОУ до красных линий следует принимать не менее 25 м.

размещение в жилой застройке и расстояния от здания ДОУ до других зданий и сооружений следует принимать в соответствии со СНиП 2.07.01, ТСН 30-305-2002 Санкт-Петербург. Градостроительство. Реконструкция и застройка нецентральных и исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга, ТСН 30-306-2002 Санкт-Петербург. Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга.

6.3 При размещении зданий ДОУ должны соблюдаться действующие нормативы по естественной освещенности, КЭО и санитарные нормы по инсоляции помещений ДОУ согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076, ТСН 30-305-2002 Санкт-Петербург. Градостроительство. Реконструкция и застройка нецентральных районов Санкт-Петербурга, ТСН 30-306-2002 Санкт-Петербург. Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга.

6.4 Отдельно стоящие, встроенные и встроенно-пристроенные ДОУ должны иметь самостоятельные участки.

В историческом центре Санкт-Петербурга по заключению Центра госсанэпиднадзора допускается организация ДОУ без собственных участков при наличии в зоне доступности озелененных территорий общего пользования (сквер, сад, парк, бульвар), которые могут использоваться для прогулок, на расстоянии не более 200 м.

Участок ДУ "Семейный детский сад" выделяется как групповая площадка на озелененной придомовой территории площадью не менее 60 м2 и может быть огорожен живой изгородью.

6.5 Учитывая разную наполняемость групп и количество групп в ДОУ, площадь земельного участка следует принимать из расчета на одно место при вместимости:

до 100 мест - 40 м2;

свыше 100 мест - 35 м2.

6.6 В условиях реконструкции допускается сокращение площади участка ДОУ на 25% по заключению Центра госсанэпиднадзора.

6.7 При организации участка ДОУ необходимо предусматривать проезды в соответствии с требованиями приложения 1 СНиП 2.07.01.

6.8 Детские площадки должны иметь удобную связь с выходами из помещений соответствующих групповых ячеек здания. Площадки для детей младших возрастов должны размещаться в непосредственной близости от помещений этих групп.

6.9 Для всех видов ДОУ необходимо предусматривать следующее зонирование территории: групповые площадки, общую физкультурную площадку и хозяйственную зону. Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50%.

Групповые площадки, индивидуальные для каждой детской группы, из расчета:

5 м2 на одного ребенка в I и II группах раннего возраста;

7,5 м2 - в 1 младшей группе;

7,2 м2 - в дошкольной.

Физкультурную площадку следует предусматривать площадью 150 м2 на 50-75 детей и 250 м2 на 100 и более детей в дошкольных группах.

6.10 В составе игровой зоны должны быть предусмотрены велосипедная дорожка и площадка для изучения правил дорожного движения. Дополнительно можно предусматривать солярий, парк крупноразмерных игрушек, лыжню, зимний каток и другие элементы по согласованию с органами образования и по заключению Центра госсанэпиднадзора.

6.11 Общая физкультурная площадка может оборудоваться сеткой для двух командных игр (бадминтон, пионербол, детский теннис), размеры площадки должны быть не менее 6´9 м и оборудованы детскими баскетбольными щитами, прочим оборудованием по усмотрению заказчика (органов образования).

6.12 В ДОУ начальная школа - детский сад игровая территория дошкольного отделения может отделяться от школьного отделения живой изгородью.

6.13 При каждой групповой площадке для защиты от солнца, ветра и осадков должны предусматриваться навесы, огражденные с трех сторон. Пол навеса должен быть деревянным. Допускаются другие решения по заключению Центра госсанэпиднадзора.

6.14 Групповые площадки для детей младшего возраста должны иметь травяное покрытие; для детей дошкольного возраста, кроме травяного покрытия, - площадку с утрамбованным грунтом. Покрытие физкультурных площадок - травяное, тартановое, резиново-битумное.

6.15 На площади озеленения предусматриваются травяное покрытие, цветники, кустарники и деревья, не являющиеся ядовитыми и не способные ранить ребенка (без острых шипов и т.п.).

Деревья должны высаживаться на расстоянии не ближе 10 м от стен здания ДОУ, кустарник - не ближе 5 м.

6.16 В площадь озеленения включаются защитные полосы между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы:

не менее 3 м между групповыми площадками, межу групповой и спортивной площадками;

не менее 6 м между групповой и хозяйственной площадками, между общей физкультурной и хозяйственной площадками;

не менее 2 м между ограждением участка и групповыми или общей физкультурной площадками.

6.17 В состав хозяйственной зоны входит хозяйственная площадка, которая предусматривается одновременно как разворотная площадка для грузового автомобиля, с местом разгрузки и площадкой для мусоросборников.

6.18 При встроенных ДОУ общего вида вместо хозяйственной площадки предусматривается загрузочная площадка со стороны пищеблока ДОУ и площадка мусоросборников.

6.19 Хозяйственная площадка должна иметь самостоятельный въезд, твердое покрытие и размещаться при входах в загрузочную пищеблока и, желательно, в постирочную.

6.20 Мусоросборники отдельно стоящих зданий ДОУ следует размещать только на хозяйственной площадке на расстоянии не менее 25 м от здания ДОУ.

6.21 Участок ДОУ должен быть огражден высотой не менее 1,6 м. По периметру земельного участка должна располагаться полоса деревьев или кустарников шириной 5 м. Ограда не должна иметь горизонтальных членений, а также острых окончаний вертикальных прутьев. Расстояние между вертикальными элементами ограждения должно быть не более 0,1 м.

6.22 Поверхность игровых площадок, площадок с твердым покрытием, пешеходных дорожек должна быть без уступов, о которые ребенок мог бы споткнуться. Лестницы, имеющие более 3 ступеней, должны иметь ограждения с поручными для детей.

6.23 На участке должно быть наружное освещение, в том числе игровой территории и входов в здание.

Наружные светильники должны крепиться на высоте не менее 1,6 м.

7 Требования к объемно-планировочным решениям

7.1 Дошкольные образовательные учреждения, размещаемые в отдельно стоящих зданиях должны быть не более 2 этажей. Организация встроенных ДОУ допускается в застройке исторического центра Санкт-Петербурга только при соответствующем обосновании и по заключению Центра госсанэпиднадзора.

7.2 Встроенные ДОУ рекомендуется размещать в строениях, расположенных на улицах местного значения с ограниченной транспортной нагрузкой, или  во внутриквартальном пространстве при наличии прогулочных площадок, прилегающих к зданию. Встроенные ДОУ должны проектироваться из расчета не боле чем на 75 детей. Встроенные ДОУ могут размещаться на первых-вторых этажах жилых зданий I и II степени огнестойкости.

7.3 Вместимость ДОУ, пристроенных к торцам жилых домов, не должна превышать 140 мест.

7.4 ДОУ - начальная школа - детский сад, прогимназия с общим числом детских групп и ученических классов не более 8 - допускается, по заключению Центра госсанэпиднадзора и УГПС, встраивать в первые два этажа многоквартирных жилых зданий только в историческом центре Санкт-Петербурга.

7.5 Расчетная вместимость (общее число мест) определяется заданием на проектирование, согласованное с комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга, исходя из организационной структуры, расчетной вместимости детских групп, градостроительных и социально-демографических условий.

7.6 ДОУ должны включать следующие функциональные группы помещений:

групповые ячейки - изолированные, автономные помещения, используемые только одной группой;

помещения, предусмотренные для поочередных занятий;

специализированные помещения (медицинские, пищеблок, постирочная) и служебно-бытовые помещения для персонала.

7.7 Основные помещения ДОУ следует размещать в наземных этажах. Допускается размещение постирочной, кладовых помещений в подвальных и цокольных этажах.

7.8 Высота помещений в ДОУ должна быть не менее 3 м.

7.9 Размещаемые в жилых зданиях Прогулочные группы, "семейный детский сад", группы кратковременного пребывания, допускается проектировать с высотой жилых этажей.

7.10 В планировочной структуре зданий ДОУ следует предусматривать принцип групповой изоляции, при котором групповая ячейка является местом основного пребывания детей каждой конкретной детской группы с осуществлением основных групповых и индивидуальных занятий с детьми, игр, оздоровительных мероприятий, отдыха, дневного сна, переодевания и кормления, согласно санитарно-гигиеническим требованиям СП 3231.

Для развития коммуникативности - умения общаться с детьми разных возрастных групп, следует предусматривать возможность создания дверей между группами.

7.11 Из раздевального помещения каждой групповой ячейки должен предусматриваться удобный и короткий доступ к наружному входу из здания с соблюдением требований раздела 6 СНиП 21-01.

Второй эвакуационный вход из групповой ячейки, в том числе наружный, может предусматриваться из любого помещения групповой ячейки.

7.12 В ДОУ общего вида группы для детей до 3 лет следует располагать преимущественно на первом этаже и предусматривать самостоятельные входы с участка.

7.13 Входы в здание следует проектировать с тамбурами глубиной не менее 1,6 м.

7.14 Поручни и ограждения в зданиях ДОУ и на этажах начальных школ, где расположены помещения для первых классов, должны отвечать следующим требованиям:

- высота ограждения лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1,2 м, а в дошкольных учреждениях для детей с нарушением умственного развития - 1,8 или 1,5 м при сплошном ограждении сеткой;

- высота поручней у стен лестничной клетки - 0,5 м;

- в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются);

- высота ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки должна быть 0,8 м.

7.15 В ДОУ вместимостью от 95 и более мест должны быть залы для музыкальных и гимнастических занятий.

Площадь зала должна быть:

в ДОУ до 140 мест - не менее 75 м2;

в ДОУ от 140 до 190 мест - 100 м2.

В ДОУ большей вместимости предусмотрено два зала площадью 100 и 50 м2 или по 75 м2 каждый. При каждом зале должна быть кладовая площадью не менее 6 м2. Залы не должны быть проходными.

7.16 В ДОУ любой вместимости из изолятора необходимо предусматривать отдельный наружный выход.

7.17 В зданиях ДОУ типа начальная школа - детский сад пищеблок, зальные помещения (бассейн, спортивный зал для дошкольников и младших школьников, помещения для музыкальных занятий, детских утренников и спектаклей), часть помещений детских кружков и секций, медицинские, а также помещения с компенсирующей и оздоровительной функциями допускается проектировать общими на школьное и дошкольное учреждение. Состав и площади этих помещений определяются заданием на проектирование в соответствии с гигиеническими требованиями СП 3231, СП 2.4.2.782 и СанПиН 42-125-4216, по согласованию с Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга и по заключению Центра госсанэпиднадзора.

7.18 Внутри здания входы в постирочную и сушильно-гладильную из общего коммуникационно - рекреационного предусматриваются через тамбур.

7.19 Расположение входов в групповые ячейки напротив входов в постирочную и сушильно-гладильную не допускается.

7.20 Расположение входов в групповые ячейки напротив входов в пищеблок не допускается.

7.21 Согласно РДС 35-201, ДОУ, проектируемые по специальному заданию, должны решаться с соблюдением требований комплекса 35 "Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения" СНиП 10-01 (перечень помещений, доступных для инвалидов, устанавливается заданием).

7.22 Инсоляция помещений предусматривается в соответствии с нормами СНиП 2.07.01, естественная освещенность помещений ДОУ в соответствии с нормами и требованиями СП 3231.

7.23 Допускается не предусматривать естественного освещения в буфетных, туалетных для персонала, кладовых.

7.24 Расположение оконных проемов групповых, игральных и спален непосредственно над окнами кухни, туалетных и постирочной не допускается.

7.25 Входные узлы, внутренние коммуникационно-рекреационные пространства и инженерные коммуникации встроенных ДОУ следует предусматривать согласно пунктов 1.38 и 3.7 СНиП 2.08.02.

7.26 Состав и площади помещений ДОУ следует принимать согласно приложению, а также в соответствии с требованиями СП 3231.

7.27 Удельные показатели общей площади на одного ребенка в зданиях ДОУ рекомендуется принимать не менее приведенных в приложении Б.

7.28 В зданиях ДОУ предусматриваются бассейны для использования только группами данного ДОУ в соответствии с гигиеническими требованиями СанПиН 2.1.2.568.

7.29 Раздевальные помещения при бассейнах должны быть раздельными для мальчиков и для девочек. При каждой раздевальной комнате следует иметь по дев душевые кабины и туалет. Выход в зал ванной бассейна оборудуется ножным душем глубиной 0,1 м.

7.30 Ванна бассейна должна проектироваться переменной глубины от 0,6 до 0,8 м (ванн 3 ´ 7(6) м) и от 0,8 до 1,0 (ванн 6 ´ 10(12,5) м).

По периметру ванны следует предусматривать обходные дорожки шириной не менее 0,75 м, со стороны выхода из душевых - 1,5 м.

7.31 При невозможности создания бассейна в зданиях ДОУ предусматривать мини-бассейны или плескательницы. Ванны мини-бассейна площадью до 4 м2 проектируются с плоским дном глубиной 0,4 - 0,6 м. У ванны бассейна (плескательницы) площадью до 4 м2 обходная дорожка может предусматриваться только с двух сторон и быть не шире 0,75 м.

7.32 Набор и площади медицинских помещений и помещений пищеблока следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 3231 и приложению А.

7.33 В кухнях следует предусматривать установку оборудования, работающего на электричестве.

7.34 Вблизи раздаточной пищеблока в 2-этажных зданиях ДОУ необходимо предусматривать грузовой подъемник или лифт для транспортировки пищи.

7.35 Типы и количество сантехнического оборудования в помещениях следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 3231.

8 Инженерные системы (водоснабжение и канализация, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, электроснабжение и слаботочные устройства)

Требования к оборудованию зданий и помещений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, к водоснабжению и канализации должны соответствовать СНиП 2.08.02, СП 3231 и другим нормативным документам, действующим на территории Санкт-Петербурга.

Внешнее инженерное обеспечение проектируется по действующим общим и специальным строительным нормам и правилам с увязкой сетей и сооружений по горизонтали на сводном плане коммуникаций и по вертикали на продольных профилях с указанием материалов. диаметров и уклонов трубопроводов, а также всех пересечек, ближайших скважин и оснований под трубами с решением вопросов обратной засыпки траншей. В особо стесненных условиях строительства проверять проходимость сетей на поперечных профилях улиц.

Водоснабжение и канализация

8.1 В зданиях (помещениях) ДОУ следует предусматривать хозяйственно-питьевое, противопожарное и горячее водоснабжение, канализацию и водостоки, которые необходимо проектировать в соответствии со СНиП 2.04.01.

В зданиях ДОУ III степени огнестойкости внутренний противопожарный водопровод следует проектировать в количестве двух струй с расходом воды не менее 2,5 л/с.

8.2 Высота установки санитарных приборов от уровня чистого пола должна соответствовать размерам, указанным в таблице 3 и пункте 3.15 СНиП 3.05.01.

8.3 Нагревательные приборы в шкафах для сушки одежды детей в раздевальных помещениях, а также полотенцесушители в туалетных должны присоединяться к системе горячего водоснабжения. На период летнего профилактического отключения системы горячего водоснабжения теплоснабжение указанных приборов должно обеспечиваться бойлерами с подключением к электрическим установкам.

8.4 Температура воды в ванне бассейна должна быть в пределах 29-32 °С.

Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

8.5 Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха и аварийную противодымную вентиляцию ДОУ следует проектировать в соответствии со СНиП 2.04.01, СНиП 2.08.02 и требованиями настоящего раздела.

8.6 В помещениях ДОУ нагревательные приборы, имеющие острые кромки, должны быть защищены съемными деревянными решетками, позволяющими проводить регулярную очистку приборов.

При установке радиаторов в подоконном пространстве групповых помещений ДОУ допускается расстояние от низа прибора до уровня пола 50 мм.

8.7 Обогреваемые полы следует предусматривать на первом этаже групповых помещений всех видов ДОУ, а также в спальнях и раздевальных ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Средняя температура на поверхности пола должна поддерживаться в пределах 23°С.

8.8 Удаление воздуха из помещений спален ДОУ, имеющих сквозное или угловое проветривание, допускается предусматривать через групповое помещение согласно СНиП 2.04.05.

8.9 Расчетная температура воздуха для проектирования отопления и кратность воздухообмена в ДОУ приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Расчетная температура и кратность воздухообмена

Помещения

Расчетная температура воздуха, °С

Кратность воздухообмена

приток

вытяжка

Групповая, раздевальная группы детей:

 

 

 

до 3 лет

22

-

1,5

3-4 лет

21

-

1,5

4-6(7)

20

-

1,5

Спальня для группы детей:

 

 

 

до 3 лет

21

-

1,5

3-6(7)

19

-

1,5

Туалетные для группы детей:

 

 

 

до 3 лет

22

-

1,5

3-6(7) лет

20

-

1,5

Буфетные

16

-

1,5

Залы для музыкальных и гимнастических занятий

19

-

1,5

Помещения с ванными бассейнов

20

По расчету, но не менее 50 м3/ч на одного ребенка

Медицинские помещения

22

-

1

Служебно-бытовые помещения

18

-

1

Кухня

15

По расчету

 

Стиральная

18

5

5

Гладильная

16

5

5

Физиотерапевтический кабинет, кабинет массажа

28

-

1,5

8.10 В залах ванн бассейнов подвижность воздуха в зонах нахождения занимающихся не должна превышать 0,2 м/сек.

8.11 Для периодической интенсификации воздухообмена на вытяжном канале в туалетных комнатах групповых ячеек, проектируемых без оконных проемов во внутренних стенах, следует устанавливать по одному малогабаритному вентилятору согласно СНиП 2.04.05.

8.12 Вытяжные воздуховоды, идущие из пищеблока, не должны проходить через групповые и спальни групповой ячейки.

8.13 Объем воздуха, удаляемого из одного шкафа для сушки детской одежды, следует принимать 10 м3/ч.

Электроснабжение и слаботочные устройства

8.14 Систему электроснабжения следует проектировать с учетом требований ПУЭ. Установку штепсельных розеток в помещениях основного пребывания детей следует предусматривать на высоте 1,8 м от пола.

В спальнях, палатах изоляторов и помещении охраны следует предусматривать устройства для дежурного (ночного освещения), присоединенные к сети эвакуационного освещения.

8.15 В зданиях ДОУ следует предусматривать:

- радиоточки в групповых помещениях, залах для музыкальных и гимнастических занятий, кабинетах, помещениях охраны;

- телефоны в кабинете заведующего, заместителя, комнатах персонала и методических кабинетах, помещениях охраны;

- факсы в кабинете заведующего;

- штепсельные розетки от кабеля с нулевой фазой в кабинете заведующего, в помещениях для компьютерных игр;

- телевизионную сеть для приема передач в групповых помещениях, залах для музыкальных и гимнастических занятий, кабинете заведующего;

- электроснабжение, а также кабельные сети наружного освещения территории ДОУ должны выполняться кабельными линиями.

Требования к максимальному энергосбережению

8.16 Здания дошкольных образовательных учреждений проектируются с учетом максимального энергосбережения в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 12.09.2000 № 966-р "О дополнительных мерах по энергосбережению при проектировании, строительстве, реконструкции объектов социального назначения и жилищно-коммунальной сферы".

9 Требования противопожарной безопасности

Классификацию зданий по степеням огнестойкости, классам конструктивной и пожарной опасности при установлении противопожарных расстояний между зданиями следует принимать по СНиП 21-01.

9.1 Одно- и двухэтажные здания должны быть не ниже III степени огнестойкости. Степень огнестойкости жилого дома, к которому пристраивается ДОУ, не должна быть ниже степени огнестойкости здания ДОУ.

9.2 При расположении в одном здании ДОУ и начальной школы помещения ДОУ должны иметь обособленные выходы наружу, а пути эвакуации из помещений другого назначения не должны проходить через помещения дошкольного учреждения.

9.3 Устройство автоматической пожарной сигнализации в соответствии с НПБ 104 следует предусматривать во всех помещениях, кроме туалетных, душевых, стиральной, кладовой овощей, охлаждаемых камер, бойлерной, насосной, вентиляционных камер.

9.4 Коридоры, соединяющие лестничные клетки, необходимо разделять самозакрывающимися дверями с уплотнением в притворах для обеспечения выходов из каждой групповой ячейки в разные отсеки коридора.

9.5 Входные двери групповых ячеек должны быть шириной не менее 0,9 м, а при числе эвакуирующихся из помещений более 15 человек - не менее 1,4 м и выполнены с уплотнением в притворах.

9.6 Ширина коридоров и галерей на путях эвакуации в зданиях ДОУ должна быть не менее 1,4 м.

В зонах зданий ДОУ, проектируемых с учетом доступности для инвалидов, передвигающихся в инвалидном кресле-коляске, ширину коридоров и галерей на путях эвакуации следует принимать не менее 1,6 м.

9.5 Из каждой групповой ячейки и прогулочной веранды должно быть не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов.

10 Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций

При проектировании дошкольных образовательных учреждений необходимо выполнять требования по инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны и требования, обеспечивающие защиту населения при чрезвычайных ситуациях. При разработке инженерно-технических мероприятий руководствоваться положениями СП 11-107 и другими законодательными и нормативными документами, регламентирующими требования к мероприятиям ИТМ ГО и ЧС.

 

Приложение А

(рекомендуемое)

Площадь помещений в ДОУ

 

Наименование помещения

Площадь помещений в ДОУ различных видов,
м2 (не менее)

ДОУ общего вида

ДОУ - начальная школа - детский сад
наполняемость группы
детсада 20 детей*

4-6 групп

8-10 групп

4-6 групп

8-10 групп

Групповая ячейка

Групповая (игральная зона)

50

50

60

60

Спальня (спальная зона)

50

50

50

50

Раздевальная (приемная)

18

18

18

18

Буфетная

3,8

3,8

3,8

3,8

Туалетная

16

16

16

16

Итого

137,8´4(´6)

137,8´8(´10)

147,8´4(´6)

147,8´8(´10)

Рекомендуемые помещения групповых ячеек
(для ДОУ компенсирующего вида уточняются заданием на проектирование)

Помещение для игр и занятий детей по подгруппам (может использоваться как комната коррекции)

12

12

12

12

Комната психологической разгрузки и индивидуальной работы с ребенком

6

6

6

6

Пространственный модуль спортивно-игрового оборудования

4

4

4

4

Зона изобразительного творчества, лепки, игр с глиной, водой

4

4

4

4

Ванна-бассейн (площадка с ванной бассейна 1,8´1,8 м и кабиной для переодевания)

12

12

12

12

Солярий - открытая терраса

12

12

12

12

Комната персонала с санузлом

3

3

3

3

Комната сушки одежды

4

4

4

4

Итого дополнительные площади рекомендуемых помещений

57

57

57

57

Специализированные помещения

Универсальный зал для музыкальных и гимнастических занятий:

100

100

кладовая при зале

6

6

Универсальные кружковые помещения:

 

 

 

 

кладовые

6

6

6

6

комната преподавателей

6

6

6

6

Бассейн:

 

 

 

 

зал с ванной бассейна 6(7) ´ 3 м

60

60-75

60-75***

60-75***

раздевальные для мальчиков и девочек

душевые

туалетные

инвентарная

8

8

8

8

комната инструктора с кабиной для переодевания, туалетом и душем

4

4

4

4

комната медсестры

4

4

6

6

узел управления бассейном, комната анализа воды

4

4

6

6

техническое помещение

4

4

8

10

Итого специализированные помещения

270

363

304

423

Рекреационно-коммуникационное пространство (вестибюль-холл)

36

36

54

80

Сопутствующие служебно-бытовые помещения:

Методический кабинет

10

12

12

14

Медицинские помещения:

 

 

 

 

медицинская комната

6

8

6

8

процедурный кабинет

-

8

-

8

изолятор: приемная

2

4

2

4

туалет

2

2

2

2

палаты

4

4

4

4

помещение для приготовления дезинфицирующих средств

2

2

2

2

Итого медицинские помещения

26

40

28

40

Пищеблок:

 

 

Предусматривается общий пищеблок с начальной школой

кухня с раздаточной

23

28

 

 

заготовочный цех

8

12

 

 

моечная кухонной посуды

4

6

 

 

охлаждаемые камеры

6

9

 

 

кладовая сухих продуктов

8

11

 

 

кладовая овощей

4

8

 

 

загрузочная

4

5

 

 

гардероб, душ и туалет персонала

 

 

Итого по пищеблоку

67

89

-

-

Постирочная (при самостоятельной стирке белья):

 

 

С учетом обслуживания начальной школы

стиральная

14

16

18

18

гладильная

10

12

12

12

Итого постирочная

24

28

30

30

Служебно-бытовые помещения:

 

 

Кооперируются с аналогичными помещениями начальной школой

кабинет заведующего

10

10

10

10

кабинет завхоза

6

6

6

8

комната персонала

6

8

8

8

туалет, комната личной гигиены женщин

6

9

9

9

хозкладовая

4

5

4

5

кладовая чистого белья

6

8

10

10

итого служебно-бытовые помещения

38

46

47

50

Всего расчетная площадь

518+551,2 (+826,8)

659+1102,4 (+1378)

520+558 (+886,8)

680+1182,4 (+1478)

В расчете на 1 ребенка

14,8-11,3

12,6-11,0

13,5-11,7

11,6-10,8

Примечание - Учебные помещения начальной школы предусматривать согласно ТСН 31-325-2002 Санкт-Петербург. Общеобразовательные школы (в том числе школы-интернаты для детей инвалидов).

 

Приложение Б

(рекомендуемое)

 

Нормативы удельных показателей общей площади ДОУ

 

Для предварительных расчетов общей площади детских образовательных учреждений, при наличии обязательного набора помещений и их площадей, согласно СП 3231-85, могут быть использованы удельные показатели общей площади на ребенка в соответствии с методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 № 1683-р.

 

Нормативы удельных показателей общей площади ДОУ общего вида на одного ребенка, м2

 

Норматив количества групп и численности группы

Минимальный норматив

Оптимальный норматив

Повышенный норматив

На 4 группы (до 80 мест)

12,17

15,99

17,34

На 6 групп (до 120 мест)

11,43

15,37

16,72

На 8 групп (до 160 мест)

11,19

14,51

16,23

На 10 групп (до 180 мест)

11,07

15,12

17,22

На 12 групп (до 200 мест)

10,57

13,89

16,23

В среднем по типам зданий

11,28

14,97

16,74

 

В среднем по уровню комфорта (по вариантам): - 14,33 м2.

 

Нормативы удельных показателей общей площади ДОУ компенсирующего вида с учетом дополнительных функциональных помещений на одного ребенка, м2

 

Норматив количества групп и численности группы

Минимальный норматив

Оптимальный норматив

Повышенный норматив

На 4 группы (до 80 мест)

19,68

23,49

24,84

На 6 групп (до 120 мест)

17,09

20,91

22,38

На 8 групп (до 160 мест)

15,62

19,06

20,78

На 10 групп (до 180 мест)

15,0

19,06

21,03

На 12 групп (до 200 мест)

14,02

17,22

17,95

В среднем по типам зданий

16,28

19,94

21,39

 

В среднем по уровню комфорта (по вариантам): - 19,20 м2

 

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальная школа - детский сад, прогимназия, организация сети, виды, типы, функциональные группы, участки, площади помещений.

 




Яндекс цитирования



   Copyright © 2007-2024,  www.tehlit.ru.

[ ѓосты, стандарты, нормативы, инструкции, правила, строительные нормы ]