ТехЛит.ру
- крупнейшая бесплатная электронная интернет библиотека для "технически умных" людей.
WWW.TEHLIT.RU - ТЕХНИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

:: Алготрейдинг::


АЛГОТРЕЙДИНГ
шаг за шагом
с нуля по урокам!

Торговые роботы на PYTHON, BackTrader,
Pandas, Pine Script для TradingView. Связка с брокерами, телеграм и легкими приложениями.


ГОСТ Р 50993-96

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ

ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва

Содержание

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) и Государственным научным центром Российской Федерации - Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской Федерации

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автотранспортных средств»

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1996 г. № 669

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

Motor vehicles. Heating, ventilation and air conditoning systems. Requirements for efficiency and safety 

Дата введения 1997-07-01

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Российской Федерации (РФ), и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского помещения (далее - обитаемого помещения) в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы.

Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования

ГОСТ 27815-88 Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции

ГОСТ Р 50992-96 Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования

ОСТ 37.001.413-86 ССБТ. Кабина. Рабочее место водителя, расположение органов управления грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Основные размеры и технические требования.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1.1. Вентиляция: Обеспечение воздухообмена в кабине, обитаемом помещении, АТС при температурах внешней среды выше 17°С, а также удаление теплоизбытков и обеспечение подвижности воздуха.

3.1.2. отопление: Обеспечение регулируемого нагрева воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС.

3.1.3. Кондиционирование: Обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в кабине, обитаемом помещении, АТС до уровня или ниже температур внешней среды (при температурах внешней среды выше 17°С).

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Установленные настоящим стандартом требования дифференцированы в зависимости от предназначения АТС для эксплуатации в соответствующем районе РФ (таблица 1).

Таблица 1

Климатическое районирование территории РФ

Обозначение района и климатического исполнения

Наименование климатического района

У

Климатический район с умеренным климатом

УХЛ

Умеренно-холодный климатический район Холодный

ХЛ

климатический район

Географическое положение и границы климатических районов на территории РФ в соответствии с ГОСТ Р 50992.

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1. Все АТС должны быть оборудованы системой вентиляции и системой (системами) отопления кабины, обитаемого помещения.

АТС в исполнении ХЛ дополнительно оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, не связанной с системой охлаждения двигателя или отключающейся от нее.

При наличии в конструкции АТС системы кондиционирования и выполнения ею требований, предъявляемых к системе вентиляции, допускается не оборудовать АТС отдельной системой вентиляции.

5.2. Система вентиляции

5.2.1. Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека:

- не менее 30 м3/ч (за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной водителя);

- не менее 7 м3/ч - в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя.

При температурах внешней среды выше 17°С подаваемый в кабину, обитаемое помещение воздух не должен нагреваться более чем на 2°С относительно температуры внешней среды.

5.2.2. Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с.

5.2.3. Система вентиляции должна обеспечивать:

- подвижность воздуха в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы и пояса водителя в 0,5-1,5 м/с;

- перепад между температурой наружного воздуха и температурами в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы водителя (пассажира) при температуре окружающего воздуха 25 "С не должен превышать 3°С.

5.3. Система отопления

5.3.1. Система отопления в зависимости от предназначения АТС должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении:

- АТС в исполнении У - в соответствии с таблицей 2 через 15 мин после начала движения при температуре окружающей среды до минус 25°С;

- АТС в исполнении УХЛ и ХЛ - в соответствии с таблицей 3 через 30 мин после начала движения соответственно при температурах окружающей среды минус 40°С и минус 50°С.

Таблица 2

Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС в исполнении У

Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения

Наименование параметра

Значение параметра

Рабочее место водителя

Подвижность воздуха, м/с, не более:

 

в зоне головы

0,6

в зоне пояса

0,6

Температура воздуха, °С, не менее:

 

в зоне головы

10

в зоне ног

16

Перепад между температурами воздуха в зонах ног и головы

 

3-10

Места пассажиров (экипажа)

Температура в зоне пояса, °С, не менее

15

Таблица 3

Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС в исполнении ХЛ и УХЛ

Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения

Наименование параметра

Значение параметра для категорий АТС*

№ 1, № 2, № 3, Ml, M2, М3 (классы II и III**), специальные АТС

М2, М3 (класс I**)

Рабочее место водителя

Подвижность воздуха, м/с, не более:

 

 

в зоне головы

0,6

1,0

в зоне пояса

1,0

1,0

Температура воздуха, °С, не менее:

 

 

в зоне головы

15

10

в зоне пояса

17

12

в зоне ног

19

13

Перепад между температурами в

 

 

зонах ног и головы, °С

3-5

3-5

Места пассажиров(экипажа)

Температура воздуха, °С, не менее:

 

 

в зоне ног

10

0

в зоне головы

17

10

* Категории АТС - по ГОСТ 22895 и специальные АТС для перевозки людей (вахтовые, технологические и др.).

** Классы автобусов - по ГОСТ 27815.

5.3.2. Резервная (аварийная) система отопления должна обеспечивать поддержание температур воздуха в зонах рабочего места водителя и спального места (при его наличии) не ниже 18°С на стоянке автомобиля при температурах внешней среды до минус 50°С.

5.3.3. Система питания (топливом, электроэнергией) отопителей резервной системы отопления должна обеспечивать их непрерывную работу в течение не менее 8 ч без дозаправки и подзарядки аккумуляторных батарей и последующий надежный пуск двигателя.

5.3.4. Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать:

- 45°С - при работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70°С);

- плюс 35°С - при отключенной системе отопления.

5.3.5. Температура воздуха на выходе из отопителя не должна превышать 80°С.

5.4. Система кондиционирования

5.4.1. Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (водителя, пассажира) более чем на 8°С относительно температуры внешней среды.

5.4.2. Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0°С.

5.4.3. Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с.

5.4.4. Относительная влажность воздуха в кабине, обитаемом помещении, должна находиться в пределах от 30 до 60 %.

5.4.5. Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15°С.

Ключевые слова: безопасность, автотранспортные средства, климатические факторы, требования, системы отопления, вентиляции, кондиционирования.

 




Яндекс цитирования



   Copyright © 2007-2024,  www.tehlit.ru.

[ ѓосты, стандарты, нормативы, инструкции, правила, строительные нормы ]